ЧАСТЬ ВТОРАЯ
«Воцарение».
Действующие Лица (Ч.2): - Те же, кто и в Части Первой +
Басманов, бывший воевода Годунова, ныне близкий друг Димитрия;
Голицын,
Филарет Романов, нынешний митрополит Ростовский,
Татищев,
Тургенев,
Липский, польский шляхтич;
А также:
Призрак Иоанна принца Датского; призрак былинного витязя;
И ещё:
Многие и многие персонажи русской и нерусской человеко-правды и человеко-гротеска;
______________________________________
КАРТИНА 1: Москва. Пришествие Димитрия.
Сцена 1: Москворецкий Мост. 20 июня. (Праздник Святой Троицы).
НАРОДНЫЙ ГАМ: Присягали, присягали царю!
На колени люд –
Во святом Господе сброд!
Молимся в истинной славе Его,
О прощении за ошибки,
За его невольны невзгоды!
( звон колоколов )
ПРЕКЛОНЕННЫЙ ЛЮД: Во всех церквах – звон;
Во всех рабах воспет царёв сын.
ПОЧТЕННЫЙ ЛЮД: Во встречаньи царя – день летний поёт;
В веселеньи народа его –
Солнце злато сияет.
ПЁСТРЫЙ ЛЮД: Глядите, глядите! Как архангел, въезжает
Царь;
Как поле господарево, мир пред ним
Расцветает.
Царь!
Царю – Третий Рим!
Царю – Всея Московский Мир!
ВОЗГЛАСЫ: Ах, как вдруг страх набегает!..
( Тучи заволакивают небо.
Начинается сильная буря; ветер, гром и молнии.
Процессия Димитрия шествует чрез Мост. )
ИСПУГАННЫЙ ГОВОР: Как тьма-призрак на страшном коне вдруг он едет;
Как вдруг чёртово полчище с ним, (и) упыри, ведьмы.
РОЖИ НАГОВОРА: Тьмы душ мёртвых с дорог
Следуют в Москву за царём;
Тьмы не отпетых долгов
Оживают в круге своём.
УСТРАШЕННЫЕ БУРЕЙ: Да то гнев, ужас Господень!
Покайтесь,
Покайтесь в своей лживой природе!
Кого избрали на царство?
Какому демону ^отдали царство?!
Ай, Антихрист идёт,
С Запада ветром метёт;
Молнией бьёт землю надвое;
СМЕЛЫЕ ВОЗГЛАСЫ: … Любите, не страшитесь (его)...
СМУЩЁННЫЙ ЛЮД: …. Помилуй нас, помилуй Боже Все-Благий!
( Дикое ржание лошадей, странная музыка;
Димитрий, в демоническом образе своём, посреди бури, раскатисто смеётся. )
Сцена 2: Тот же день. Лобное Место. В видах церкви Вас.Блаженного.
( Снова ясно. Большое собрание народа. Кресты; духовенство.
Димитрий на царском коне; с ним – воевода Шереметев. )
ДИМИТРИЙ: Народ московский,
Народ царской славы!
Знаешь, не гостем Я р^ожден быть в Златоглавой.
Не тот Я, кто мёртв,
Но тот Я, кто ^явлен;
Сколь рад быть Я в Граде, кой был прежде оставлен.
( Димитрий снимает шапку;
оглядывает виды Кремля и царственно плачет. )
Истинно, благодарю небеса Я
За возвращенье в доброе царство;
Истинно, милого чувства краса
Венчает пусть душ постоянство.
( Народ, женщины также впадают в слёзы.
Выезжает Бельский со священством. )
БЕЛЬСКИЙ: Рад я царю в боге при всех поклониться;
Рад я зреть, что честн^ой он царь во столице.
Слава Димитрию! Слава государю Русскому!
( целует крест )
На кресте клянусь, что он и есть
Истинный сын Иоаннов!
( народное возбуждение, шумное ликование;
Царь въезжает в Кремль. )
Сцена 3: Малое время спустя. Внутри стен Кремля.
ШЕРЕМЕТЕВ: Мы славно въехали во град, царь;
Да то, всё ж, слухи ты не различал дурные.
ДИМИТРИЙ: Дурные слухи? Они ль в попов пеансах были?
Так, пусть на то златые рыцари-латины
Бьют в бездонны бубны, дуют в горны.
Да и к чему гласил поп о яз^ыках неугодных? [*52]
БАСМАНОВ: Так, ведь, и есть уж оные яз^ыки. –
Шуйский. Слова его – тебе в проклятье,
В наговор: о том, мол, что ты – самозванец.
ДИМИТРИЙ: …А если самозванец: самодур тогда, палач?
ШЕРЕМЕТЕВ: ...Не так давно слыхал град Бельского плач…
ДИМИТРИЙ: А Шуйского пускай услышат оправданья.
БАСМАНОВ: Народ уж во душевном весь вниманьи.
ДИМИТРИЙ: Так, пусть то!
Сцена 4: Суд над Шуйским. Народный собор.
( Стоит шум народных голосов. )
ГОМОН: Да что ты его слушаешь! Казнить его! На плаху Шуйского! [*53]
НАРОДНЫЙ ПАЯЦ: /демонстрирует/ Вот, он, Шуйский – пёс с лицом на спине;
А нос у с^амого жирного боку,
А глаза у Казначея в мёртвой цене,
А язык – к чёрту под жопу.
ВОЗГЛАСЫ: Казнить его! ^На кол его!
ДИМИТРИЙ: За что ж тебе казнь прочат, Шуйский?
ШУЙСКИЙ: За то, что говорю, что ты – расстрига, не царь.
ДИМИТРИЙ: Зачем же суть слов ты своих изолгал?
Хочешь ли, чтоб ответил тебе вдруг не царь –
Не тот, о ком ты с Пушкиным прежде вещал?
( возгласы в поддержку Димитрия оратора.)
Коль боялся ты смерти однажды раз, –
Можно ли тебе дважды взяться смерть изолгать?
Вот, посмотри:
Здесь монах, коего именем клеймишь меня во лгунах,
Может, хочешь, чтоб он присягнул тебе во царях?
Или, может, скажешь и вновь теперь,
Чтоб царю быть подменышем в ваших грехах?
МОСКВИЧИ: Нечем ему оправдаться, Димитрий!
На плаху его, лгун он у всех на устах!
БЕЛЬСКИЙ: Дай мне, царь, расправиться с ним в один взмах!
Голове лгуна – снова лгать, коль ещё (она) на плечах.
Дай, государь, мне люд московский порадовать.
ДИМИТРИЙ: Нельзя, Богдан, за слово пустое кровей ратовать:
Пусть слово пустое летит вон из столицы,
Пусть лживую совесть осмеют вольные птицы.
ВОЗГЛАСЫ РАЗОЧАРОВАННЫЕ: Ах, жаль топора! Жаль топора ни про что!
ВОЗГЛАСЫ ВРЕДНЫЕ: Вон его! Гнушается им даже распоследнее зло.
( уводят смущённого Шуйского.)
ВОЗГЛАСЫ ЦАРЕПОКЛОННЫЕ: Благой царь! Благой сын Иоаннов!
( Димитрий и Бельский в стороне от бояр и народа )
БЕЛЬСКИЙ: Всё же зря не даёшь казнить Ваську смутьяна:
Собака станет зубы точить на ту руку,
Коей её не побить.
Будешь ещё вспоминать, царь,
Как раз отказал верному другу
В радости псу отомстить.
( народный шум; народные сценки. )
Сцена 5: По прошествии времени. Царские покои. Димитрий один.
ДИМИТРИЙ: Я никогда не думал, что, вот, так способен буду
Лицезреть свою судьбу, одетую в шелка. –
Из тёмной рясы, как из кокона, исшедше то. –
Как же теперь, однако? Что за всем оным будет вдруг?
Как сможет тут узнать меня благочестива Марфа,
Когда ни разу с той поры, как сын был вовсе мал,
Она своё дитя ни разу не встречала. Во мне
Узнает ли она царя? А если не узнает, то тогда
Побить я должен буду дважды тех, кто враг
Сей данной правды… Останусь ли я тем, кто – Я?
Ах, снова, нешто то видение вдруг –
И то, что я не видел прежде в страшных снах.
Ах, отчего погасла, в раз, свеча?!
Ты здесь, Леонид? Я ждал тебя…
( явление тёмной фигуры )
ГОЛОСА: Когда без света станут говорить два лика правды,
Единой сутью станет слово скр^аденной свободы.
ТЁМНЫЙ ГОЛОС: …Ты (ль) матери моей желаешь, чтоб не стало?
Ты должен свою мать на благо обменять.
ГОЛОСА ЭХОДИВНЫЕ: Матери,
Имя призн^анной матери:
Жертвенной матери Матерью,
Грехом,
Скатертью…
ГОЛОСА БЕСОВСКИЕ: Слепая ждёт, твой царь, ответ;
Слепую посади во злат-карету.
ТЁМНЫЙ ГОЛОС: Когда бы Богородице быть матерью Иуды…
ДИМИТРИЙ: Ах, нет! Ты слышишь, нет! –
Не тот Я царь, в чертях малюют коего паскуды!
ТЁМНАЯ ФИГУРА: В роду имён тех, Я – твой грех, сюжет.
ДИМИТРИЙ: Ах, отчего же не яв^ится свет!
Что ж не поможешь мне? Ты…нет –
Другой ты некто в темноте…
Тень…ты не тень… Арий?!
ЖИВЫЕ ШЁПОТЫ: Царь арианин;
Царь еретик, арианин…
ТЁМНАЯ ФИГУРА: Стать богом – это ли невозможность? [*54] Преображенью стать произволенно-свободным – невозможно ^ли? – Погляди: вот, я – теперь твоя матерь: я и есть твоя матерь, другая, старая матерь.
( тёмная фигура проявляется в чертах:
это как если бы заповедное священное лицо Ария –
но это вдруг баба, не княжьего рода,
мужицкого склада, а в озарении странного света,
во владении той свечою, внутри свечной ауры,
Димитрию видится лицо царицы Марфы. )
ВИД^ЕННЫЙ ЛИК МАРФЫ: Дитя будут снова судить, чернь!
ДИМИТРИЙ: Царица, государыня благостна…
( Димитрий порывается к видению, и…обжигается.
Снова светло. Пред ним – монах Леонид. )
ДИМИТРИЙ: /опомнившись от видения/: Ай, то не знаю, что вдруг было…
Ах, мысль моя: –
То д^олжно, чтобы было честно
По родам…
Так, вот, Отрепьеву [*55],…родню ^твою –
Ты слышишь? –
Страж не сошлёт в тьму-никуда;
Пускай она
Там, где жила,
Народу д^арит…разны анекдоты.
ЭХО ДАЛЬНЕГО ЖЕНСКОГО ГОЛОСА: Как же ты?.. Кто ты? Кто ты?!
( они ещё остаются беседовать )
Сцена 6: Приезд царицы Марфы в Москву. 18 июля.
( Процессия. Царская карета, и рядом с ней Димитрий.
По сторонам – люд. )
ЦАРИЦА МАРФА: /интимно/: Коль даже так, что ты – не мой (есть) сын,…
ДИМИТРИЙ: …Владычица, коль в вас сомнение есть,
Вы вправе речь об этом.
ЦАРИЦА МАРФА: …Нет. – Ты всё ведь будто по душе мне.
Мне нравится, Димитрий, днесь,
Не из врагов встречать живого сына.
ДИМИТРИЙ: Я обещаю, каждый день бывать у вас,
Моя княгиня.
( Процессия движется, и гомон люда возрастает. )
СВЯТОША: Царь Димитрий, храм-то ведь он выстроит для царицы в Европах!
ГОВОРУН: А саму Марфу, зато, спровадит не в терем – да в монастырь; - да то, ведь, у нас не Европа.
РУБАХА: Царю видней, на то он и царь.
ТАКОЙ СЯКОЙ: Да какое! Расстрига – да царь!
СВЯТОША: Не зачем окаянного слушать!
ТАКОЙ СЯКОЙ: Да какое! Расстрига и мать свою, и вас всех, готов за целковый продать!
РУБАХА: Ах, ты тать!
( даёт тому большую оплеуху ) –
– ( слышится народное пение )
Как встречает молодца милая матушка,
Милая матушка, государыня добрая;
Сын спешит лобызать руки ей белые,
Да хоромы чтобы строить Им новые.
Новое царство да во златой день;
Новое царство да во честн^ой пир.
____________________________________
КАРТИНА 2: Венчание на престол и начало правления.
Сцена 1: 30 июля. Виды пред собором Блаженного. Польское рыцарство, выделяющееся средь мещанских народных толп. В соборе идёт богослужение.
РЫЦАРЬ НА ПЕГОМ КОНЕ: Велико-русский паганизм [*56]…
РЫЦАРЬ НА ВОРОНОМ КОНЕ: Приручен уж Медведь.
ИЗ ОСТАЛЬНОГО РЫЦАРСТВА: /в подсмех/: Медвежий город, правда!
РЫЦАРЬ НА ПЕГОМ КОНЕ: Бояре ж в службу на скамеях любят спать…
РЫЦАРЬ НА ВОРОНОМ КОНЕ: А, знаешь, их зачем не будят? – Чтоб ещё не пили.
РЫЦАРЬ НА ПЕГОМ КОНЕ: А, вот, мы их царём бессонным разбудили!
А пьяный мишка, глянь, готов кивать.
РЫЦАРЬ НА ВОРОНОМ КОНЕ: …Сказание о том, как шляхтичи Москву споили.
ИЗ ОСТАЛЬНОГО РЫЦАРСТВА:…Да сами станем пить, гулять!
РЫЦАРЬ НА ЯБЛОНЕВОМ КОНЕ: Веселие для к^ароля –
Московских скоморохов в послуженьи видеть.
ИЗ ОСТАЛЬНОГО РЫЦАРСТВА: Глянь, Ставленник Великий наш как ^идет!
( из Собора выходит процессия Димитрия, оттоль уж повенчанного на престол:
законный царь счастливо выходит в окружении ближайших мужей;
народ встречает Государя; пение, музыка )
ГЛАШАТАИ: Чествуйте, славьте государя царя!
Возвеличься Москва зл^атым звоном!
Умились народ! Пой батюшка колокол!
Доброго царствия на долгия леты!
Зл^атое царствие в вековечные лета!
ДИМИТРИЙ: /приватно, к одному из бояр/: Теперь же зачитай то, что за ночь сочинилось,
Чтоб и до Посполитой вестью докатилось.
ЦАРСКИЙ ГЛАШАТАЙ:
Слушай народ столичный!
Царь государь Димитрий Иоаннович,
Их великою милостию, в благословенном Их изволении,
Раздаёт почести боярские и дарствования людские,
А, среди прочих,
Особливо желает видеть обратно в боярствах князей Романовых [*57],
Кого рад величать по совести и своему царскому расположению.
Славьте государя царя!
Славьте нрав и любомудрие Димитрия!
Гражданам, достойным чести щедрот его – здравие!
ЗЕВАКА: /из мещан/: Аль нешто то ^на год,
Аль на новую тыщу лет?
НЕКТО СЕБЕ НА УМЕ: Да ты слушай и вникай,
Что будет к славе, а что нет.
ЦАРСКИЙ ГЛАШАТАЙ: …А также Симеона Бекбулатовича [*58], князя Тверского, царского рода, возвернуть из изгнания и наделить честью дворовою…
ГОРЛАН: /из стрельцов/: Не боится царь крови татарской,
Подчиняет весь мир воле царской!
ЦАРСКИЙ ГЛАШАТАЙ: …А ещё велеет всех, кого Борис властью обидел, вернуть из опалы в жизнь честную.
РАЗУМНИК: /из толпы, крестится кулаком/: Вот, оно крещение новое, – тому истинный крест.
ГОЛОСА ПРАЗДНЕНСТВА: Пир на весь мир!
Пир всех гуслей и лир!
Пей, гуляй, веселись Москва матушка!
Лейтесь вина фряжские и горячие,
Чтоб плясали и купцы и подъячие!
( процессия торжественно движется. )
ПОЛЯКИ: /в стороне/: Неплохо начато в угоду будущих всех наших слав.
В обмен на нашу панну,
Должны мы возыметь всецелую удачу в граде.
Липский [*59], л^юбите московских баб?
Эй, рус!
/смеются над кем-то/
Поклон, – а ну-ка! бога-ваньки ради!
/ смеются… /
( процессия удаляется; восхваления )
ГОЛОСА ПРАЗДНЕНСТВА: Слава и честь государю!
Слава его войску и трону!
Сцена 2: Время спустя. В Кремле. Веселье.
ДИМИТРИЙ: Ещё вина!
/смеётся/
Ещё всея забавы!
ШЕРЕМЕТЕВ: Их царь-величество, на удивленье, правы!
ДИМИТРИЙ: На то и род твой, Шереметевых, в вине известно прав:
И как гулял в монастырях! [*60]
/смех/
ПУШКИН: Аж сам Иоанн царь изумился!
БУЛГАКОВ: И, потому, в тот год в монахи не постригся.
/смех/
ДИМИТРИЙ: Булгаков, как же ты в тюрьме не опростился?
ДРУГИЕ: Ай, да царь! И умом и ответом царь!
/ всплеск ликованья; пьют /
ДИМИТРИЙ: Вот что, знайте! Коль наделал батюшка мой долгов, то я хочу их все обратно вернуть.
И хочу, чтобы был справедливый суд.
И хочу, чтобы был учёный институт.
И ещё хочу, чтоб холопи веселились повсюду.
/ он порядком пьян /
…И вот ещё, что хочу тут – …
А где Годунова распрекрасная Ксения?
Красавица первая – роковое, запретное семя…
Хочу ныне узреть, сколь Марина моя красивее!
ВОРОТЫНСКИЙ: Государь, сия в монастыре…, божественным произволением.
ДИМИТРИЙ: Произволению ж есть всяко провидение;
Хочу её я зреть по мне:
Туда сейчас поедем!
ОНИ: …Царь….
ДИМИТРИЙ: Ах, нет же! Едем, едем!
Сцена 3: Вскоре. Монастырь. (Келия Ксении).
КСЕНИЯ: Ах! Вы приходите в покой души несчастной!
ДИМИТРИЙ: Да здравствуй всё же, – Ах: святая в преисподней.
КСЕНИЯ: …Вы…
ДИМИТРИЙ: ...Ведь, видишь, сила, спасшая тебя,
К тебе приводит нового царя,
И он – кого гнушалась взглядом раньше.
КСЕНИЯ: /в страхе/ …Над лучшими, жажд злых имел тот больше…
ДИМИТРИЙ: Но меньше, Бельский нежели ^то.
Смотришь… Отца ж не убивал я твоего.
КСЕНИЯ: Во скорби об отце, и в вере духу своего
Возлюбленного, несчастного Иоанна,
Принца благородной датской крови,
Погубленного вами столь несчастно,
Я никого знать не имею силы больше.
Ворвавшийся ко мне, что здесь ты хочешь?
ДИМИТРИЙ: Хочу, признала чтоб во мне царя ты.
КСЕНИЯ: Мне принимать господнюю лишь волю.
ДИМИТРИЙ: Мне ж поцелуй, царевна, руку.
КСЕНИЯ: /сторонится/: Я…нет, я не могу.
ДИМИТРИЙ: Ах, отчего так? Преклонить колена
Пред царём кровей – не по тебе ли?
КСЕНИЯ: Я не могу….
/отступает/
Ах, от меня отстаньте. –
Слышишь, от меня отстань! Ты – тень!
Монаха чёрного тень, ты – призрак, бес!
Из чёрной рясы дух греха, ты не живой, –
Ты…отступись, ты…права не имеешь, демон!
ДИМИТРИЙ: Вот, как! Тёмный бес? Великим грешным делом? –
Возьму тогда твоё я нежно тело. –
Царь или не царь?
КСЕНИЯ: …Судьбу свою содеешь злой…Не смей.
ДИМИТРИЙ: Я смею: царь твой, бог твой, господин твой!
( Пьяный Димитрий насилует Ксению.
Сцена потемнения.
Слышатся Голоса. )
ГОЛОСА: … Шум в граде!
Блуд, разврат в стольном граде!
Царь!
Царь, государь наш! Пр^иди на помощь!
( Ксении видится, как тёмный призрак в крылах от неё вылетает в окно.
Димитрий оставляет её изнасилованной, выходит. )
Сцена 4: В Кремле. С видом на площадь и улицу.
ДИМИТРИЙ: …Так, значит, Липский был не прав…
БАСМАНОВ: Его схватили мы изрядной силой. –
Шёл насильником средь бела дня,
И в зубы бил прохожих без разбора.
И обижал так, нешто мы все – быдло.
ДИМИТРИЙ: Да, много вин злых выпито им было…
Крепка душа напитков бражных на Руси.
Я ж войско всё велел их отпустить
И одарил сполна поляков из казны…
БАСМАНОВ: Да те кутить остались, а не знали мы.
ДИМИТРИЙ: Так, что, под кнут тогда…?
БЕЛЬСКИЙ: …Всегда так бесов укрощали,
Всех буянов, в прежние года. –
Водить ещё по городу, как зверя дикого…
ДИМИТРИЙ: Зверь – всем да на показ, а мы да поглядим. –
Пусть так.
Сцена уличная: (осуждение Липского):
/ Его ведут под конвоем средь собравшегося люда. /
ВОЗГЛАСЫ НАРОДНЫЕ: Не такого наглеца мы хотели в гостях!
Нехристь нехристью, гляди, крестится!
Кто кулаком на Русь замахнётся,
Тот от батькиной плётки сожмётся! [*61]
Ой-то, постыдиться, постонать тебе, изверг, придётся!
Хлестать его, – не жалей!
Поделом тебе,
Поделом тебе, иноземный злодей!
КРИКИ МУЖИКОВ: Ай, что это?! Ай, бунт польский! Эй! Эй!!
Ай, Гунькин нос в канаву полетел!
/ неизвестно откуда появляются вооружённые шляхтичи,
и нападают на мужиков и конвой /
ПОЛЯКИ: Липский, чёрт вас возьми, на коня, скорее! Отобьём товарища!
Прочь, быдло, рыло! –
Дорогу! Дорогу!!
/ Побивают конвой, освобождают Липского и,
вместе с ним, исчезают.
Переполох на улице. /
Сцена 4: (окончание): Димитрий у окна.
ДИМИТРИЙ: …Большая смелость их:
В ином, сказал бы: – нравится.
…А вы б могли так, за согрешившего царя?...
Пойдём!
Сцена 5: Димитрий и поляки.
/ Димитрий выходит им навстречу, оставляя позади бояр. /
ПОЛЯКИ: Зря, Деметрий, московский царь, идёшь к нам с судом.
Да и не в твою честь ходить по грязномордому делу. –
Рыцаря нашего на поругание люда мы не дадим.
ДИМИТРИЙ: Я ж видишь, смелый пан, не пушками ещё палю.
Иль вдруг ты днесь забыл,
Сколь меток царский глаз?
ПОЛЯКИ: Умрём, как за тебя шли умирать, а не дадим!
ДИМИТРИЙ: Не видишь воевод моих?
ПОЛЯКИ: …Сам знаешь, многие из них погибнут в раз.
ДВОРЖИЦКИЙ: …Так, правда, не пристало царь.
У нас на поругание сословье не дерут. –
Либо уж с честью…, либо…
ДИМИТРИЙ: Прощают, хочешь Нам сказать?...
Так, вот:
/обращается к полякам/
Как истинно платил вам кулаком я прежде,
Будучи средь всех один;
Как истинно платил рублём за службу
Вашей братии златым; – так сим
Велею, чтобы убирались вон теперь;
Не то как голыми, прислуживать отсель,
Без мзды и копия [*62], останетесь всем злым
На вас боярам. – Ваша ль доля? –
А посему, привет мой к^аролю златому,
Сил и здравия!
… А Липского тогда…
С собой возьмёте, коль в раз от нас уйдёте.
/в сторону своих воевод /
Да?...
ДИМИТРИЕВЫ ВОЕВОДЫ: Ах, пляшет уж в деснице палица!
(Ступай), пан, нечего на государя пялиться!
/ поляки поднимают большой шум;
и, с руганью, всё-таки оставляют место /
ПОЛЯКИ: У-уу! Поганое варварство!
Никакой цивилизации, хамство!
Двуличный лукавый царь,
Двуличный подлый град!
Вспомнишь ещё, будешь снова нас звать, и жалеть, что казны вволю не дал,
И просить…
Прощай, рус!
Медведя стерегись, чтоб не съел!
Сцена 6: Чрез время. Димитрий в ризнице за письмом. (один)
(С дальних улиц слышится скоморошее пение):
Вот, уж всех смутьянов повывел наш царь,
На Руси государь,
Всем царям знатный царь;
Тараканов, - свят царь! -
Ай да блох, - божий царь! –
Всех повывел, поганых поганейших.
( Собачий лай и смех. –
Димитрий за письмом. )
ДИМИТРИЙ: …И, в том, безмерно скучает и томится сердце моё, милейшая панна, в ожидании вашего златого приезда. А если даже и так, что батюшка ваш, пан воевода Мнишек, в праве на меня обижаться о том, дескать, что отправил ваших гордых рыцарей я восвояси, так, ведь, это нисколько не может означать, что вас я меньше желаю или, что вам можно изменить данному мне обещанию. Вы помните, рассказывал я вам про Ксению Годунову и про нрав её дерзкий? В имени вашем, прекрасная панна Марина, указал я недавно Ксюшке на место её, да как указал! Подстать девке дворовой, наложнице, как во французских комедиях! А как потом надрал ей, так никакая она не царевна. Вот, вам будет смеяться, милая панна. И нет для меня иного света дороже, чем ваш, моя несравненная Марианна, (пусть даже король Сигизмунд предлагал бы мне свою дочь вместо вас), потому как единственное, что ожидаю, это нашей с вами скорейшей встречи и счастливого душ наших сочетания. На долгие лета, ^чудная моя императрица, на ^златое царство, во веки веков.
/ откладывает письмо /
Аминь.
Императрица…, Император…
Красиво сколь звучит то на латыни;
Должно быть, всё же, и другое, -
На диво что, и более красиво…
/ Запечатывает. Входит царский слуга. /
На, возьми.
…А чтоб вам, слугам, тоже красивее стать, как у поляков? [*63]–
Разве плохо?! Так, вот, и пусть. –
… Ах, чёрт с ними:
Пусть вере-правде учатся у тех,
Со мной кто в протестантах. [*64]
_______________________________________
КАРТИНА 3: Последующее правление. Новизна.
Сцена 1: Конец лета. Боярская Дума. Время до полудня.
/ Стоит шум обсуждения /
МОРДАСТЫЙ БОЯРИН : …Долг платежом красен!
УГРЕВАТЫЙ БОЯРИН: А души мёртвые, поди, в цене!
КУЧЕРЯВЫЙ БОЯРИН: А, паче, коли есть должник у мертвеца…[*65]
НОСАТЫЙ БОЯРИН: …А пёс сидит в ларце!
ВОЗГЛАСЫ ВДОБАВОК: …И леший наутёк! [*66]
/ Cпор: - смешение едкой иронии и деловитой брани;
Димитрий вступает. /
ДИМИТРИЙ: /перебивая их/: А веришь ты, что над Землёю Солнце? Что не Земля над ним, обратно светит? И светит, да не всегда тебе лишь впрок, – а, сын боярский?
ПУШКИН: Царь хочет речь средь нас! Царь даст урок.
ДИМИТРИЙ: Я слушал вас всех так,
Как будто б звёзды ^на небе вкруг всполошились.
Так, вот скажу тут вам:
Будь каждая из них своим судьбой-светилом,
С планетами и с жизнию пред оным, –
Природа б повелела, чтоб забота
На всякую там изливалась тварь,
Нешто и здесь.
ТУРГЕНЕВ: /с подозрением/: Се слово, государь, не странно ль, днесь?
ДИМИТРИЙ: Ты ль разве не слыхал, сколь странна есть
Учёна мысль? Да то в Европе. [*67]
Когда поездишь, да поучишься, Тургенев,
К сравненью будет больше представленья. –
/ в сторону вопросительных взглядов /
Голицын, дело! чтобы разрешить вам ездить
Беспрепятственно в вечерни страны,
Открыть Москву для свежих мыслей. [*68]
И, вот, одна из них:
Чем больше на Руси кабалы, рабства,
Тем есть слабее Наше государство! –
(В кабалу ж дважды не вгонять,
А беглых жадинам не возвращать,
Чтоб тем и не скучать и с голоду не помирать,
Коль Бог решил, ^сами cмогли чтоб выбрать.)
ГОЛИЦЫН: Какая ж мысль другая проком выйдет?
Дивишь, царь!
ДИМИТРИЙ: Бог когда деяет, сам дивится.
БОЯРСКИЙ ШЁПОТ: Умён. Ах, как бы нам не осрамиться.
ДИМИТРИЙ: Вторая мысль та – о границах,
Опять-таки о силе государства. – Али не та,
Скажи, страна воистину державою сильна,
Какая не боится встретить гостя ожиданна?
Злым – ведьма, добрым – в помощь госпожа.
Так Нам скажи, какого же (тогда) рожна
Должны мы пользовать запреты окаянны
И в злат-избушке окна забивать?
(Нам волю дать торговцам надо иностранным, [*69]
Легче было чтоб дела справлять им,
Легче чтоб Нам с правдой управлялось, –
Иначе, и они – как те у нас, кому за долг волосья драть.
А Нам, ведь, не нужны воры во зло средь них,
Но лишь друзья! – Вот так.)
ДУМНЫЙ ШУМ: Вот, это голова!
Всё в пять минут расставил по местам! [*70]
Вот как!
БУЛГАКОВ: И новым сделалось уж государство!
ВОЗГЛАСЫ: Ай, да царь! Ай, да свет ясный! Честью Думский Государь!
ТАТИЩЕВ: /чрез общий шум/: Я здесь, ко спору, не согласен.
/ думские эмоции /
ТУРГЕНЕВ: И я!
ТАТИЩЕВ: Я не согласен!
ДИМИТРИЙ: /иронично, в манере уверенного полемиста/: В рубахе сей, он сколь вдруг страшно делается красен.
/ смех друзей, спор несогласных, думский гомон. /
Сцена 2: Народная уличная сценка. (Балаганная история про фигу.)
БАСЕННИК: Вот идёт вдруг наш Фига, а навстречу ему Запанибрат.
Эй, Фига, покажись!
/ выходит Фига, кособочится и кривится /
ПОДПЕВАЛА: Как от всякого страшного ига,
На Руси у нас – потешный свой Фига.
/ дети вокруг и старики смеются /
ЗАПАНИБРАТ: /идёт навстречу Фиге/:
Фига, а Фига? чего не здороваешься, руки не подашь?
Идёшь-то куд^а?
ФИГА: Туда, цветут где лучшие года.
ЗАПАНИБРАТ: А чё не здороваешься, а?
ФИГА: Не могу, брат. Бог кривляться приказал.
/ руку, сжатую в кулак, прячет за спиной /
ЗАПАНИБРАТ: А то-то и видно, всё хозяйство и достоинство ты своё потерял. А и барин-то с тебя последние штаны не содрал, потому лишь, что пусто, а то бы всем на потеху.
ФИГА: Да то, ведь, и не лихо, коль просто б барин. А барин-то – чёрт, никому не потеха. Приходит и говорит: с тебя за две души, коль свою не отдашь. Вот, я и зажался у себя
в кулаке, да всё своё (хозяйство-то) и спрятал. Так и ушёл, как Колобок.
ЗАПАНИБРАТ: А нешто покажи, коль не врёшь?
ФИГА: А на!
/ показывает Запанибрату пребольшой кукиш прямо под нос
и смеётся /
ЗАПАНИБРАТ: Ну, держись! Отобью тебе бок!
/ хочет побить Фигу,
но Фига отбегает и кривляется /
ФИГА: Царь научил! Царь Димитрий научил! Ха-ха!
/ Смех детей и стариков. /
Слава Царю! Слава Царю батюшке!
Слава! Слава!
Сцена 3: Обед в царских палатах.
( слышится духовное хоровое пение )
ШЕРЕМЕТЕВ: …Изволили, мой государь, вы
За обедом, чтоб симфонии звучали.
ДИМИТРИЙ: Не правда ли! Аль нешто хуже то, чтоб пред обедом,
В скорбном бормотании, скучать?
/вслушивается в звучание хора/
…Да то, однако, нечто хуже, чем молитва:
Ужас душ – сей хор. Сие здесь что звучит?
ФИЛАРЕТ РОМАНОВ: То батюшки царя Ивана,
Вашего отца, духовнейшее сочинение. –
Во славу Богородицы. [*71]
ДИМИТРИЙ: Да…Слишком мрачное оно.
У Пёрсела, ко смерти Мэри, венценосицы, [*72]
И то гораздо слаще и нежнее. А это…нет; –
Реквием в часах других петь громко,
А ныне слух пусть ублажает полька!
( Музыка в раз начинает звучать иная,
и, вот, уже в зале: сам царский обед. )
ДИМИТРИЙ: /кому-то/: Не погнушайся же, боярин, с Нами разделить тельца!
БРОВАСТЫЙ БОЯРИН: Не принято то, царь, не хорошо. [*73]
А то и вести вкус и голод усмиряют…
ДИМИТРИЙ: Не принято, ха! –
А я скажу: царю здесь вкусно что,
Так то и бога вкусом умиляет!
Сэр Еретик из Англии[*74] раз вдруг сказал: –
«Желудок – змей, а как залез к нам внутрь – сам не знаю.»
Так, коль мы все во зле тварь поедаем, –
То не грешить – вообще нельзя едать! и поросят!
Ягнят, гусят, цыплят,…ни рябчика, ни глухаря
Нельзя уж будет впредь вам кушать;
Вот, разве что весёлый Пушкин
Научится зажаривать лягушек!
/ смех /
Хотите сей закон, бояре, аль он плох?
/ смешанные эмоции /
Что ж новости? Мой друг, откуда этот вздох?
ВОРОТЫНСКИЙ: Из Лондона, царь. Годунов воскрес. [*75]
ДИМИТРИЙ: Вот, это да! - /шутит/ - А был в гробу с крестом он или без?
ГОЛИЦЫН: ...Посол от щляхов нам привёз такие вести.
ДИМИТРИЙ: Сколь жаль, что те – не о моей ещё невесте…
/ вновь в подсмех /
Так, тот – Борис кто вновь, - должно быть уж готов
Идти на Нас обратною войной, а Мы сшить гроб
Ему должны на этот раз уже суконный?
А ^кароль, что ж, своё свидетельство о Нас
Отныне уж считает незаконным?
ШЕРЕМЕТЕВ: Нет. Высказался в помощь и хотел…
ДИМИТРИЙ: Да знаю; за меня, никто не даст им Правду Тем. [*76]
Ах, Русь! Великая лжи матерь! Странных дел
Твоих, по всей Европе, распростёрта скатерть!
Сказочных предательств и расплат всем страх:
Всем страх и грех, и всем великий приворот!
Знай, если мысли незабвенной оборот
Вдруг сделает так, что Варяг [*77], наоборот
Судьбе, в словах о будничном, воскреснет,
То, мёртвый, он зачнёт в нежданном месте!
МЕДОВЫЙ БОЯРИН: …Да, ведь, и русов род нам от варягов весть, -
Нет, царь?
ДИМИТРИЙ: Предание – истории есть первый государь… Да…
Но коли сказка есть про Злат Сурож [*78], то греки
Могут лишь, чрез тьмущи вехи [*79], несть ответ: –
О битвах; – о сынах, от смен тех, кто пришёл на свет; –
Об их скитаньях, вослед как шли слепой судьбе, -
И Грек, ведь, сам с Латином толь скрестились на земле.[*80]
Ах, ладно….
За Ваше здравие, бояре!
За царства Нашего всепроцветание!
( изумление бояр умом Димитрия; царь выпивает последний свой кубок )
ЦАРСКИЙ ВИНОЧЕРПИЙ: Царь изволил откушать. Царь оставляет стол и изволит идти в опочивальню!
ДИМИТРИЙ: В опочивальню – днём? Ну, вот ещё!
Не для того я на престоле на златом,
Чтоб в дрёмах век свой проживать!
ФИЛАРЕТ РОМАНОВ: Обычай, царь.
ДИМИТРИЙ: Да тот, в рабах обычаю кто, – разве ль царь?
Слепой обычай – мёртвым киноварь,
Но царь живой – сам по себе, живой обычай.
/ выходит из зала: в конце стола: –
он должен выполнить церемонию омовения рук. /
Оставьте церемонии; и так вполне прилично,
Чтоб руки мне умыть, когда хожу к кресту [*81]; –
/ оборачивается /
Се, потому, что так решил судья Пилат,
Позволив Сыну Божьему свой выбор сделать.
/ берёт смоченное полотенце и напросто обтирает им руки /
Так, вот, не докучайте мне обычаями впредь; –
Пойду-ка, лучше поиграю я с медведем. [*82]
( Выходит; за его спиной говор. )
ТУРГЕНЕВ: / чрез смешанные возгласы/: …А то и скажу вновь, что поклонились вы Антихристу, от Сатаны нехрист^ова добра посланному, а когда взаплачете, так вам уже никто не поможет…
Сцена 4: Другое время суток. Царская опочивальня.
( В реальности – уже ночь, но Димитрию снится сон, и в этом сне – день,
и Димитрий увеселяется на дворе.
Поначалу, там ясно и людно. )
ДИМИТРИЙ: А, ну-ка, расступись люд!
Дай царю с царём побеседовать!
( с рогатиной он идёт на большого медведя )
ДИМИТРИЙ: Мишка, а Мишка,
Научился бы читать европейские книжки,
Не полез бы на Нас страшной лапой; –
Вот, поборю сейчас тебя, косолапый!
( Медведь рычит и говорит вдруг человеческим голосом )
МЕДВЕДЬ: Ох, пошто ты отнял у Нас свадебный лес?!
Без рогатины – царь, а с рогатиной - бес!
( Чудесным образом рогатина в руках Димитрия переламывается;
медведь надвигается на царя,
и народ пугается. )
ВОЗГЛАСЫ: Непростой медведь! Ай! Волшебный медведь!
( Они рассыпаются в разные стороны, исчезают;
набегает тьма, и вот уже ночь, и на небе звёзды. )
ДИМИТРИЙ: Зверь наважденный!... Кто ты?
МЕДВЕДЬ: Как смел ты враз не различить, Деметр?!
/ Медведь демонстрирует царский жест. –
Под ногами у Димитрия – монах Григорий Отрепьев:
как если бы ползёт, превращается в змею и исчезает. /
МОНАХ ГРИГОРИЙ ОТРЕПЬЕВ: Великий и непоборимый Дух Природный:
Всяк Образ воспринять собой способный!
/ Волшебный медведь преображается:
магическим эффектом из шкуры его исходит
европейский рыцарь в латах,
в призрачном его образе. /
ДИМИТРИЙ: /в страхе/: Явление в чертах – ведь, ты здесь человек!
Иль призрак человека…
ПРИЗРАК РЫЦАРЯ: Тебе бы было должно знать меня,
Когда, в грех, смел ты девы осквернить природу.
Возлюбленный её, в век призван по тебе сюда;
Я – мёртвый призрак, ^дух же мой свободный
Совесть благородства не утратил.
ДИМИТРИЙ: ….. Принц датской крови, Иоанн?! [*83]
ПРИЗРАК ИОАННА ДАТСКОГО: …… Да.
Искупления обиды пред тобою ^явлен ради.
ДИМИТРИЙ: О, горе мне! Я страшно согрешил!......
ПРИЗРАК ИОАННА ДАТСКОГО: Легко столь признаёшься во грехе,
Легко сколь ты его и совершил.
Но боле не монах ты!
ДИМИТРИЙ: ^Что же мне теперь?... Я вижу меч…
/ в руке у Принца, и вправду, обнажённый меч /
ПРИЗРАК ИОАННА ДАТСКОГО: Когда б мне жить, то с плеч
Главу твою я б разом снёс;
Но ныне пусть же сам вопрос
Пребудет для тебя ответом:
Ты веришь, что в законах света
Волю в правды цвет ты смог облечь?
Ты хочешь искупить злой грех? –
Как царь или как жалкий смерд?...
Коль первое, – ты должен во Христе
Благие жертвы принести Его Земле:
Раскрыть границы мира
Добродетели гуманных душ,
Коль и одной души изящной
Ты границы раз порушил.
ДИМИТРИЙ: Я всё берусь исполнить…
ПРИЗРАК ИОАННА ДАТСКОГО: Должен будешь Мир объединить;
Как отпуститель зол,
Как исправитель стадных разниц,
Обид благой проститель,
Как герой и рыцарь.
ДИМИТРИЙ: Принц ^вести благородной,…здесь…
/ Принц возлагает свой сияющий меч на голову
и на плечи смущённого Димитрия;
окрещивает его этаким знаком. /
ПРИЗРАК ИОАННА ДАТСКОГО: Свидетельная высь звезды ярчайшей –
По тебе святая мера впредь.
Прощай теперь.
/ Чудесным образом призрак преисполняется изнутри светом
и плавно растворяется в ночной дымке. /
ДИМИТРИЙ: О, нет же! доскажи мне! Ай!...
/ наступает на татарина в кустах;
тот кричит по латински и убегает /
ТАТАРИН: Шайтан Caesari! Caesari!
/ Димитрий в испуге просыпается. /
Сцена 5: Пробуждение Димитрия. Явь нового дня.
ДИМИТРИЙ: …Caesari… Цезарь….Знак мне вновь!
Ведь, цезарь, – коль по-русски, –
Значит, царь! Но в Мире, Я – не только русский, –
Значит, для Европы, Мы есть Цезарь!
Вот, и титул!
/ откуда-то слышатся приглушенные голоса /
ГОЛОСА: … Колдун, как есть колдун…
Все те разговоры, досужие все пересуды…
В монастырях, в кости играл с самим Господом Богом, [*84]
Демоном хитрым теперь призывает римскую ведьму ко трону.
ДИМИТРИЙ: …Лишь миссия царя и есть (его) закон; – всё так!
В гнезде, да во берлоге, знать,
Истинный Царь время пережёвывать не должен…
Поход крестовый – вот, что прочил сон;
Так пусть и будет то!
Любовь к Свободе веет с запада,
Чтоб воля Правды сей стремилась на восток.
…И, вот, ещё: пусть, Леонида мне сюда, в свят толк: –
Силён мой грех пред Годуновой;
В столице, пусть, да не свершится, этак, новый.
___________________________________________
КАРТИНА 4: Идея Крестовой Европы в России и приготовления к свадьбе.
Сцена 1: Осень 1605г. Москва. Земляной Вал. Стрельбища.
( Димитрий и приближённые испытывают новое орудие. )
ДИМИТРИЙ: Вот, так новая пушка!
По недругам всем, бес^ова игрушка!
Испытаем силу, Пушкин!
Видишь, вдалеке там глупая мушка? –
Басманов, заряжай!
ПУШКИН: Пушки с пристани палят,
Кораблю…дают отпор.[*85]
ДИМИТРИЙ: Да ты поэт, Гаврила! Царский двор
Весь станет восхищаться после
Силой твоего таланта, в детях.
…Идём на турок, Шереметев?
Ну-ка, повнимательней смотри:
Стреляет Цезарь: – раз…два…пли!
/ меткий выстрел царя; общее ликование /
А вслед ядру, летит Европа, с Нами позади!
/ смеётся /
Гляди, как те бородачи вдруг окривели! –
/ показывает на бояр-консерваторов /
ШЕРЕМЕТЕВ: …Они ж ревнуют, в самом деле….
ДИМИТРИЙ: А отчего они ревнуют? – Дескать, не они
Во стражах мне, а протестантные сыны. [*86]
БАСМАНОВ: …Но…
ДИМИТРИЙ: …Так, вот, те и предстанут лучшей силой
Став между двуединых христианских сил.
ШЕРЕМЕТЕВ: …Однако…
ДИМИТРИЙ: Отныне, Пётр мой, мы – центр содвиженья мира
И смысл преображения его! – Бучинские, [*87]
Как буча вам такая, чтоб Индия открылась Нам
С Китаем? А то, ведь, и совсем не за горами,
Как только разочтёмся с мусульманским ханом мы.
/ к ближним воеводам /
…И, ведь, не одно уж письмо Я отправил им в Ватикан, воеводы, и в скором времени смею ожидать от них уважительного ответа, и он о том, чтобы на сей раз собрать великое рыцарское войско, как то, что двинул некогда сам Ричард Третий.[*88] – Теперь с земель Московских, во прострение Идеи власти царствующего Богочеловека.
БАСМАНОВ: Поход сей всё ж рискован больно, царь…
ДИМИТРИЙ: /шутит/: Да что рискован! Когда уж, глянь, казаки
Вновь всем дружным скопом просятся в войска!
У-уу! Вражья расступись стена!
Димитрий, оставляет бояр; бросается на мнимых врагов.
/ Бояре наблюдают учения; видят успехи новых ратников, передёргивают плечами. /
Сцена 2: Кремль. Царская палата.
( Димитрий ведёт у себя светски-деловой приём;
на время приостанавливает игру музыкантов. )
ДИМИТРИЙ: …Ну, как вам музыка, бояре?
Волшебная, не правда ли?
А музыканты? – Честь всея Земли!
Что значит более для царствия души,
Чем сотворение такой архитектуры,
Что выстоит в стенах чрез всяки дни? –
Так, если и Кремлёвские тут стены
Вдруг сокрушенными падут в пыли,
То все строенья Эстетического Духа
Незыблимо переживут судьбу-Старуху. [*89]
ТУРГЕНЕВ: …Слова всерьёз страшны для стольна уха!
ТАТИЩЕВ: А, вот, спрошу: – ужель и вправду Русский царь,
Московский витязь, честью веры (нашей) государь,
С великой лёгкостью готов дать Риму строить Храм
У нас, – чтоб овцы к чужакам шли на поклон?
ДИМИТРИЙ: Да разве слышится земли несчастный стон?
И отчего бы мне не сделать так, чтоб дивный он
Привнёс бы новой красоты и в явь, и в сон сюда? [*90] –
Вы ж рады во Европе храм возвесть на вечные года?...
Вот, истина: душе не столько важен ритуал, но бог сам!
А Бог – он есть ли тот скопец, кто заключил себя во клеть,
Себе не в прок, но в месть? – Коль Он велик – то нет.
Я поелику здесь за то, чтоб впредь мы утверждали смысл
Объединения Церквей, и чтобы впредь не мучились
Идеей Разделенья.
/ велико-смущённые лица бояр /
… Божественное времяисчисленье
Устроено к тому, чтоб лучшие мечты о жизни и любви
Были б поделены меж всеми: скажи, коль вместе мы,
В один прекрасный божий день, священны мысли
Обращаем, вкупе с Миром остальным, во свет звезды
Её, Любви Той, к таинствам Её рожденья, - скажи мне,
Доброго сего значенья не станет больше ль средь людей?
Но вы глаголете о том, что не в Грегорианский день
Вам, дескать, не пристало забывать об окаянном Зле!
Зачем же делать нам такую нелюбовь в Календаре?! [*91]
По мне так, пусть под Рождество идут в какой кто двор
Куда хотел, – не совершали б только грязных дел!
И я уверен, единенье вер всех совершится просто:
Коль скоро верный Бельский избежит насилья вовсе.
БЕЛЬСКИЙ: /учтиво/: …Быть может, государь, никто ещё не полонил нас
Оттого, что мы не делим с чужаками Русский Спас…
ДИМИТРИЙ: Извечное в России «Наше или Нас»! Но ты внемли
И суть сего возьми обширным воспредставь умом: –
Вот, говорите, что милей для русских – русский поп,
Но кто из вас увидеть смог, когда б Христовым днём
Могло бы статься так, что в Папах Римских сядет
Русский человек? А?! Московит на Папский трон! [*92]
Во век, какой злат-царский звон стоял бы в Св^ятых землях!
(И не было б бояр в обедню на скамеях, ленных…)
ГОМОН СТАРОФИЛОВ: …Нет, не так… Не годится…
Царь лишь потешается,
В шутках над всеми тут, веселится.
ТАТИЩЕВ: А знает ли свят Государь про гомон, что от станиц?
Рекут, ведь, что есть и другой царский сын-свет,
И, точно, иной ко всему имеет и совет, и ответ.
БАСМАНОВ: …Илья Муромец, Коровин сын [*93]….
ТУРГЕНЕВ:/провокационно/: Пётр Иоаннович, говорят, царевич, также престолонаследник. [*94]
ДИМИТРИЙ: Мы есть единственный наследник трона, смерд!
/ Рассерженный Димитрий вдруг снимает с головы
свою Мономахову Шапку и бросается ею в сторону «татищевых»;
попадает одному из бояр в лицо. /
А если некто прочит оскорбленье нанести мне,
И в лице,
То, как завещано ещё то при отце,
Мы с ним готовы биться в поле,
Во судебном месте! [*95]
( робость, смятение бояр )
…А то, что про религии вы, про божии предместья…, –
Так, сам я, знаете, латин есть во Христе,
И, в том, моя любовь и честь моей невесте.
( Царя пытаются успокоить,
и после всего этого, ещё в раздражении,
он гордо удаляется из палаты.)
Сцена 3: Ночь. Царская опочивальня. Димитрий засыпает.
ДИМИТРИЙ: …Теперь, и Ксюшку, вот, уж в Белозерск [*96]…, от сплетен… Теперь, вот, строим и дворцовые хоромы для Любви; …идёт всё, как в заветной сказке об искупленном царствовании… Придёт,… С любовью искупленной да прибудет,… И…тридевятое,… тривсякое, триевропейское… Ах, спать, спать…
( Димитрий засыпает.)
ГОЛОС: Могильная змея,
Да из тряпичных кож,
Так, вот, ты где!
( Димитрий замечает, что он снова в монашеских одеяниях.)
ДИМИТРИЙ: Ай, как ты смел!
Ах, кто ты, пребольшая рожа?
( Ему видится, что перед ним огромный витязь:
Призрак старославянских черт угрожает его жизни. )
ВИТЯЗЬ: Аль не слышал ты, что под городом Муромом,
Да во селе былинном русском Карачарове,
Во всяку эпоху слезает с блаженной печи
Лежебока-бездельник, падкий на калачи,
Коровой-малявкой вспоенный, откормленный,
Добрый молодец, (сам) телом сильный, и вольный,…
А имя оному – Княжич Святоубивец,
Пришёл за Ложь тебя осудить, нечестивец.
СУДНЫЕ ГОЛОСА: Умри да убей! Убей да умри!
Лжи силы! Лжи силы!
ДИМИТРИЙ: Я – не Димитрий? – Не для Димитрия – ты!
Мужик, большой рот, из грешной Ивановой темноты,
Ты – враг моей Европы,
Ты – смерд пред всей моей Европой!
Я – Царь пред всеми, избранный средь государей:
Ужасный скиф, мне здесь сменить одежды дай!
( Видится так, будто они на арене, точно гладиаторы:
странные животные образы алчут жестокого действа)
ВИТЯЗЬ: Хо-хо! / Он хватает Димитрия, готовый удушить того,
а с тем вдруг как если бы вытряхивает его из монашеских одежд. /
ДИМИТРИЙ: Так оставайся со своею темнотой, –
Пускай тебе лицо сокроет ^оной!
Дух благородный! Здесь мой зов!
( Среди странных и судных образов, он на мгновение зрит печальный лик Иоанна Датского; в его простёртых дланях – появляется звёздный крест: - Димитрий бросается им в чудовище, попадает в лоб, и тот в мгновение рассыпается; - от него остаётся одна лишь ряса, сорванная с Димитрия, коя была в руках злого видения, и оная на глазах истлевает. От богатыря остаётся один только голос. – Димитрий голый, и он смущён. )
ГОЛОС ВИТЯЗЯ: Тебе, всё р^авно, Cуд! Всё р^авно, смерть!
( Все сторонние образы преображаются: они все похожи теперь на Димитрия
в лице. [*97] )
ДВОЙНИКИ: / они все смеются/: …Непобедимый! Invictissimo! Invictissimo!...
Сцена 4: Ночь к утру. Димитрий просыпается от виденного сна.
ДИМИТРИЙ: Коварный сон опять!
Но к месту, точно, в тему; –
/ прислушивается /
Ах, ты тать!
Сия проникновенность мне дана,
Чтоб знать
Их всякий вздох за гранью сна…
Вот, вижу:
Писарь в дрёмах подпирает стену,
И чёрт бы с ним, в парах вина, до завтра…
Нет! Постой, ему Я что сказал
Там, для письма? –
…Непобедимый!
Цезарь Непобедимый, сонная челядь!
/ Димитрий в одной ночной сорочке бежит по дворцу к писарю.
Тот, и вправду, спит. – Димитрий набрасывается на него. /
ЦАРСКИЙ ПИСАРЬ: Царь-государь, помилуй, не вели казнить!
ДИМИТРИЙ: Да как ты смел, скотина! Ленная скотина, смерд!
/таскает того за бороду и за волосья/:
Я что тебе приказал, сонная образина?! Бородатая обезьяна!
Как смеешь время зря терять и делом царским тут небрегнуть!
Письмо! Готовое, где оное письмо?!
ЦАРСКИЙ ПИСАРЬ: Да всё уже готово,…готово, царь, ей богу!
ДИМИТРИЙ: Письмо до Рима, а? Где оное?!
ЦАРСКИЙ ПИСАРЬ: Дописано, дописано царь, смерь гнев свой.
ДИМИТРИЙ: /чуть остывает/: Готово – где ж оно?
ЦАРСКИЙ ПИСАРЬ: Вот, вот, царь…. Всё, что было сказано, всё тут; - нет только одного лишь слова. – Я потому заснул, боялся беспокоить…
ДИМИТРИЙ: Ха!
/ берёт письмо, бегло прочитывает /
«…И потому Мы требуем по себе достойного Нас титула, кое в чести истинно европейского монарха…» …Какое ж слово то?
ЦАРСКИЙ ПИСАРЬ: …Не ведаю, как пишется по-римски «ивператур»…
ДИМИТРИЙ: Балда! Тебе б попостничать с год в Ватикане!
Конечно же, в письме то – «инператор». –
«INPERATOR» [*98], понял?
ЦАРСКИЙ ПИСАРЬ: Да-да.
ДИМИТРИЙ: И припиши тогда: «непобедимый»; на латыни «инвиктиссимо»; -
Смотри мне, если усмехнётся Рим!
/ Царь грозит Писарю и удаляется к себе /
ЦАРСКИЙ ПИСАРЬ: Царь никогда не спит! (Что бес там, равно, с ним!)
Сцена 5: Ближе к концу ноября. Новое строительство в царском дворе Кремля.
( Димитрий сам присутствует при постройке. –
Возводятся два роскошных строения.
Шум работников.)
ДИМИТРИЙ: …Венец, златой венец –
Такой чтоб был, чтобы в гробу мне позавидовал отец!
Никто ещё во всей Руси, величья не знавал
Того, что станет славой дела моего! [*99]
Миссионер-Царь во Вселенной,
Как ни один из европейских государей! –
Коль этот смысл теперь на Нас, –
Медовый во Дворце Зол – мёртвый час.
Я не хочу пытать судьбу в тени кровей здесь:
Любовью двух дворцов сих освет^ится весь
Старо-духовный Кремль.
БОЯРЕ: /издали, в подсмех/: ….Один из них – дом иезуитских сплетен.
ДИМИТРИЙ: О чём там?...
ШЕРЕМЕТЕВ: Царь…
ДИМИТРИЙ: …По душам порч – Церб^ера там, по стервам…
ШЕРЕМЕТЕВ: Царь, весть из Посполитой: –
Папа снаряжает иезуитов всех,
Чтоб ехали к тебе с Мариной,
Всем орденом, с главою их – Лавицким. [*100]
ДИМИТРИЙ: /несказанно преображается/: Так, значит… Ах, дела!
/ смеётся /
Так, значит, состоялось?! –
Обрученье состоялось, милый друг?
И Власьев [*101] не был васькой вдруг?
Ха-ха!
ШЕРЕМЕТЕВ: Десятого там, точно, ноября.
ДИМИТРИЙ: /шутит/: …А у папистов вызвал дикий триль [*102],
Что все готовы Нам сплясать кадриль!...
ШЕРЕМЕТЕВ: То в следующем уж году…
ДИМИТРИЙ: На счастие ж, не на беду!
/ кричит к дворцовым строителям /
Венец! Венец, смотри, мне сделай самый царский!
/ он экзальтирован новостью /
Басманов! Цербер где, чтоб правил духо-пляской? –
От зла, не лезло чтоб из старых сказок; –
Чтоб не мешало нашей свадьбе!
БАСМАНОВ: Се чудо инженерного искусства…
ДИМИТРИЙ: /Димитрий перебивает/: Вот, и славно. Как только выстроят дворец,
Так пусть и ставят сразу.
Так, я женюсь! –
Вам ли не так уж радостно?
Женюсь! Царь женится Ваш!
Се счастье! – счастье государства!
Муз^ык! Муз^ык!
( Эмоция царя растворяется в пространстве;
где-то, в стороне, с противоречивыми гримасами на лицах,
видна группка старофилов. )
Сцена 6: (короткая и последняя в действии): Чрез некоторое время. В саду, пред ново-выстроенными царскими дворцами.
( Вот, уже здесь установлен большой металлический Цербер –
механическое чучело, издающее странные звуки.
Слышится весёлое пение.
В саду – одинокий Бельский. )
ПЕНИЕ: Сбирается д^евица в град золотой,
В град золотой, где царь молодой –
Царь удалой, распрекрасный,
Красавицу ждёт в неге страстной.
БЕЛЬСКИЙ: / подходит к Церберу/: Да…, вот, так чудище… Аль скажешь что?
/ Цербер издаёт страшный звук и извергает дым. /
БЕЛЬСКИЙ: Да… Нечего сказать – чудн^а машина,
Но рыком, вонью не спасёшь слепого сына…
Не понимает он, – досужлив млад, – меня:
Ад в людях: он страшнее духов и виденья.
От козней Зависти и Мести ль он спасёт,
Сей выставочный пёс? – Чего рычишь, а?
Аль я Мстиславский, кто за твоего царя
Сесть не сумел на трон, аль Шуйский я?
Так, вот и… Ах, что мне говорить с тобой –
Ты – чучело: лишь призраку ты собеседник,
Да я ещё не призрак, хоть и познал мученья
От машин. – Смотри, коли Царя Гроз [*103] тень,
Сама, тут вдруг явится, ей всё и подскажи.
Не призрак сын его ещё, нет? – Рычи ж, пёс!
/ уходит /
( Цербер начинает вращаться,
и вокруг него появляются разные призрачные образы –
и жертв и славы, –
и они пускаются в странный пляс. )
____________________________________
--- КОНЕЦ ЧЕТВЁРТОЙ КАРТИНЫ,
и, с тем,
КОНЕЦ ВТОРОЙ ЧАСТИ.
( 05 сентября 2013г – дача под Серг.Посадом)
__________________________________
Необходимые Примечания 2:
52. – как известно, при въезде Димитрия в Москву, благовещенский протопоп Терентий произнёс ту речь, в которой сердечно упреждал царя против возможных врагов, и так, что «если кто и явится тебе врагом, то бог будет другом».
53. – автор в этих строках подчёркивает, прежде всего, то отношение, кое было отношением простого люда к царю: большинство было несказанно радо Димитрию тогда, как Шуйского, с его анти-димитриевским свидетельством, поддерживали только единицы.
54. – по учению Ария, нео-платоника, вполне приемствовавшему учение древнего Платона, всякий человек, на пути изыскания божественной силы и согласия, способен взрастить в себе божественную природу: не только избранный богочеловек, но всякий устремлённый человек способен открыть в себе божественность, и, соответственно, сделаться богом. Конечно, сия идея – абсурд, без пантеонистической стороны общего теософского знания до-христианского Платона, и, следом тому, христианского Ария.
55. – свидетельства говорят, что в Галиче были найдены родственники Г.Отрепьева, мать и его дядя, кои гласно объявляли о происхождении царя: дядю сослали в Сибирь, а мать не тронули.
56. – «паганизм» - варварство.
57. – Димитрий – именно тот, кто вернул Романовым, находящимся в большой опале, их боярскую славу и честь: Михайла Фёдорович Нагой получил звание конюшего боярина при дворе; Филарет Никитич Романов – сан ростовского митрополита; Иван Никитич, брат последнего, был возвращён боярский титул. – В сей год написания мной драмы 2013, когда Россия празднует 400-летие Дома Романовых, я нахожу особенно важным подчеркнуть тот исторически-моральный долг этой семьи пред Димитрием; не думаю, что без внимания его, историческая миссия семьи Романовых свершилась бы в полной мере. (Касаясь же истории Г.Отрепьева, нельзя также не вспомнить, что оный некогда был в холопах у Романовых. Об этом, вкратце – ещё в Первой Части драмы.)
58. – скандальный «татарский» сын И.Грозного.
59. – шляхтич Липский, один из головных рыцарей Польского войска, способствовавшего восхождению Димитрия на престол.
60. – факт биографии семьи Шереметевых, самой свободомыслящей семьи в России: дело боярина Шереметева, пренебрегшего постничеством, доставило много хлопот И.Грозному, что с лихвой отражено в исторических документах. ( Иона Шереметев в Троице-Сергиевой Лавре позволял себе, также, великие ренесантные дебоши.)
61. – автор ретрактует здесь знаменитые слова А.Невского: - «кто на Русь с мечом пойдёт, тот от меча и погибнет.»
62. – в инцинденте с Липским, царь повелел не выдавать им больше жалованья: это-то и послужило самой веской причиной ухода польских смутьянов из Москвы.
63. – известным нововведением царя в школе моды и этикета, было введение придворных ливрей. Димитрий. Вообще, был обожателем красоты и изящества, и все примеры для него были примеры западно-европейской школы.
64. – после обиды и ухода Польского войска из Москвы, с царём остались считанные единицы верных ему рыцарей: все они были польскими протестантами, кои и сделались его ближайшими телохранителями, верно стоявшими за него до последних секунд жизни. (также, из протестантов царь весьма приблизил к себе немецких рыцарей, кои прежде были на службе у Годунова.)
65. – аллегорически: – имеется в виду вопрос кабалы и наследия кабал.
66. – аллегорически: – подразумевает беглых крестьян, в отношении коих, как известно, царь позволил подписать себе весьма либеральный гуманный закон.
67. – автор аллегорически ссылается на теорию Дж.Бруно, также нео-эллиниста и пантеониста, о коей Димитрий, как очень эрудированный человек своего времени, не мог не иметь представления. Вообще, история свидетельствует о большой учёности и образованности царя в сравнение всему, окружающему его боярству и люду; - автор в своей драме нисколько не пренебрегает сей исторической данностью.
68. – до прихода Димитрия, Россия представляла собой абсолютно закрытое государство; задолго ж до Петра Великого, Димитрий положил разрешать боярам и купцам ездить за границу с целью приобретения знаний. – Димитрий и был первым русским царём, рискнувшим разгерметизировать страну, тем самым, положив начало процесса «европеизации России».
69. – по примеру отца своего И.Грозного, кто, как известно, не небрегал поощрением западно-европейских купцов (в особенности, английских), Димитрий также ввёл право свободной торговли для европейцев на Руси (и не только для поляков, кому, конечно же, отводились на то время большие льготы; беспошлинная ж торговля, опять-таки досталась английскому двору.)
70. – таковы исторические свидетельства: присутствуя в Думе, царь в пять минут мог расставить все необходимые акценты, с тем, изумляя многоречивых и недальновидных бояр.
71. – Иван Грозный, как известно, также занимался сочинением музыки; из двух его наиболее известных хоральных сочинений, одно обращено к имени Пресвятой Девы, и выполнено в наследовании давнего византийского стиля.
72. – английский композитор 15в. – здесь имеется в виду «На похороны Королевы Мэри», в коем начальная англо-диатоническая строгость сменяется чувственной духовно-инструментальной лирикой.
73. – до Димитрия, есть телятину на Руси было запрещено и считалось святотатством.
74. – имеется в виду Сэр Ф.Бэйкон, автор всем известного «Нового Органона», где он и выражает тот самый гротескный домысел о праистории появления у человека желудка.
75. – сей слух (от хитрого короля Сигизмунда, желавшего запугать недавно коронованного Димитрия) привёз в Москву его посол А.Гонсевский.
76. – аллегорически, означает то, что, несмотря на некоторое недовольство непредвиденными действиями и гонором Димитрия, Польша всё же была весьма расположена видеть царя, этак, в своих союзниках на троне Московском, чему также весьма способствовал польско-шведский вопрос того времени, в котором Сигизмунд заранее предотвращал всякое возможное сближение России со Швецией.
77. – с тайнами ж варяжской крови, как мы знаем, связано не мало домыслов, касающихся далеко не одного лишь Рюрика; псевдо-правда ж, как известно, не малая часть всей русской истории; так, даже, взять, и в драму вошедшую историю Иоанна Датского: сколько домыслов могло б ходить вокруг той истории в то время, а? (а, может, и до сих пор?)
78. – сказочный город старо-давней, до-киевской Руси, олицетворяющий собой истинно золотой век и золотой нрав исконно-процветающего свободного народа; упоминания о нём есть в «Велесовой Книге»; приблизительно, сей град располагался на побережье нынешнего Азовского моря.
79. – «тьме» в стародавней Руси соответстввало число 10 000. В «Велесовой Книге» неоднократно поминается сие исчисление; как ни странно, источник говорит о том, что Русь существовала, в общей сложности, порядка 20 000 лет, однако, уже тогда была известна большая война между руссами и греками, результатом коей, в причине русского поражения, было отступление руссов на север.
80. – имеется в виду последующий синтез Эллинской и Римской культуры, по превращению империи первых в более позднюю, Римскую; также, подспудно, автор выражает здесь мысль Димитрия, применительно уже текущему времени драмы, – мысль о синтезе Римской и Греческой христианских вер.
81. – по католическому ритуалу, в церкви совершается омовение рук.
82. – Димитрий не гнушался принимать участие в народных забавах, в частности, в таких, как «борьба с медведем».
83. – Иоанн принц Датский, русский «Гамлет», некогда жених Ксении Годуновой. Для четы была уже назначена свадьба, и принц, по заверению историков, пользовался огромной и всеобщей популярностью в народе, обладая благородным и возвышенным нравом, однако, чрез две недели после его приезда в Россию, оный был злодейски отравлен.
84. – ещё при Годунове, в грамотах патриарха Иова, да в свидетельствах чернецов-монахов, находились страшные слова об истинной жизни Г.Отрепьева до его самозванства; также постник Огарев явно, дескать, свидетельствует против «того распутной жизни»: «…а когда был в миру, то отца не слушался, впал в ересь, разбивал, крал, играл в кости, несколько раз убегал от отца своего, и, наконец, постригся в монахи, не отставши от прежнего своего воровства, от чернокнижия и вызывания духов нечистых.» - Конечно же, эти факты разглашались при Годунове с особенной ревностью; в иных они оставались и по смерти Годунова-сатрапа.
85. – «пушки с пристани палят, кораблю пристать велят» - всем известная фраза из «Сказки о Царе Салтане» А.С.Пушкина. Иронично интерпретируя эту фразу, я отдаю должное задаткам поэтического таланта в фамилии Пушкиных, тем особенно подчёркивая поэтическую фатальность в том, кто был и верен и приближён «царю новых вкусов, искусств и талантов в России» - Димитрию.
86. – см. сноску 64.
87. – братья Бучинские, польские протестантские рыцаря, верные телохранители Димитрия, отличавшиеся великой силой, смелостью и боевым искусством. – Не наверняка знаю, что первее на Руси: слова «буча» или их фамилия, и однако, не могу не иронизировать.
88. – король Англии, Ричард 3 Львиное Сердце, глава великого Крестового похода.
89. – «старухой», как известно, называлась Смерть.
90. – исторические слова Димитрия к вопросу о возведении Католического Храма в Москве: - «а почему бы мне этого не сделать?...»
91. – царь Димитрий стоял за объединение Церквей в России: идея и до сих пор, к умам русских православных верующих, представляется быть воистину вопиюще-еретической. – Как следствие такой идеи, я и позволяю себе выразить закономерную мысль об объединении Календарей: нет, я не пропагандирую то, чтобы Русский патриархат отнёсся бы к богонаместнической воли Папы, однако, мысль о том, чтобы встречать Рождество в один день 25 числа декабря месяца, вместе с остальным христианским миром, мне, как автору, сие сочинившему, определённо близка. Конечно, это более серьёзная тема, чем только пренебрежение переходом на «зимнее время», но потому, в диалогах драмы, я пытаюсь смотреть на это с разных точек зрения.
92. – Ещё один из подарков Читателю (на этот раз уже только пра-русскому) от его дерзкого Автора: до сих пор, ведь, ни один из русских католиков никогда не занимал сей богоизбранный пост, не правда ли? Б.м. некто подобно Печерину бы мог, если б его в своей стране, в родной России, так не гонобили, а поддерживали. – В больших международных букмекерских компаниях появлялись (а так, и до сих пор, кое-где есть) ставки на то, «как скоро Папа Римский будет избран из чернокожих?» Однако, ведь, ставки на Папу из русских не было ни одной. Папа бразильский, Папа аргентинский, Папа чернокожий, и ни одного русского! – Ошибка в психологическом подходе ко всем дипломатическим провозвестиям? Эх, вы!
93. – личность относится к делам дальних Терских казаков: они также хотели иметь свою власть и влияние, и безбедное обеспеченное существование, а потому выдвинули своего «самозванца», который – уж на все сто! – был явный самозванец. Илья Коровин, сын Муромского жителя Ивана Коровина, выдавал себя за царевича Петра, сына Ирины, жены Грозного, дескать, рожденного той в 1592г.
94. – см. предыдущую сноску.
95. – дуэль, социально-узаконенная дуэль на Руси, со всеми пра-секундантами, формальными и этическими понятиями, была разрешена Грозным. «…а благородному биться с благородным, а неблагородному с благородным не биться…»
96. – слухи о связи Димитрия с Ксенией Годуновой очень омрачали и мешали делам его женитьбы. По этой причине, ближе ко дню обручения, под давлением расходящихся мнений, Ксению сослали в Белозерский монастырь, где она и пребывала в пострижении.
97. – вообще, за всё то время, на Руси насчитывалось девять ЛжеДмитриев, кои после существовали в разных местах. Подспудно, в фантасмагорической манере, я демонстрирую сие обстоятельство, т.ск. драматически-наглядно.
98. – известный исторический анекдот из фактических рукописных свидетельств о Димитрии: слово «император» он писал с ошибкой, как «инператор». Если же это разложить в латинской транскрипции, то это не менее смешно.
99. – я подчёркиваю величие размаха мечты Димитрия: так, ведь, и до, и после него, ни один из русских царей не имел подобного титула и Церковью освящённого права. К тому времени, титул его не мог быть приравнен к значению ни одного из титулов европейских монархов: лишь Димитрий имел формальное право на крестовый поход, на то, чтоб объединять Европу под своим именем. Также, и никто из европейских монархов всех последующих лет, вплоть до сегодня, не возымел ещё подобного вселенского статуса. – Сие, несомненно, есть великая гордость в истории Государства Российского.
100. – Папа Павел 5, действительно, весьма переживая за исход дела женитьбы русско-римского царя, - а более, за успешное претворение идеи прострения католицизма в России, вместе с Мариной (прежде того, сиятельно благословив оную) снарядил в Москву, в её сопровождение, всех рыцарей-иезуитов. – А.Лавицкий – предводитель ордена иезуитов того времени.
101. – боярин Власьев, посол Димитрия, представлявший жениха-царя при обручении в Кракове, к 10 ноября 1605г.
102. – «триль» - англ. слово «thrill»; означает крайнюю степень экзальтации, будь то эмоциональный восторг или психо-физический трепет. Это слово я, с удовольствием, дарю ново-русскому словарю.
103. – здесь, прежде всего, имеется в виду, конечно же, сам Иван Грозный. Я позволяю себе играть поэтико-филологическим тождеством, смотря, этак, аж и за фамильный смысл, с тем, погружаясь в корень самих слов «грозить/угроза/гроза» .