Новый конкурс на тему Родина. Смотрите положение

Всемирный союз деятелей

искусства

 

 

 

Свой мир построй. Сам стань творцом. 

А нет - останешься рабом

                                                    (З.Рапова)

Современная литература.  Галерея Златы Раповой
08 сентября 2013
Лжедмитрий Первый
 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

                                                             «Воцарение».

 

Действующие Лица (Ч.2): - Те же, кто и в Части Первой +

 

Басманов, бывший воевода Годунова, ныне близкий друг Димитрия;

Голицын,

Филарет Романов, нынешний митрополит Ростовский,

Татищев,

Тургенев,

Липский, польский шляхтич;

                                     А также:

Призрак Иоанна принца Датского; призрак былинного витязя;

                                                                 И ещё:

Многие и многие персонажи русской и нерусской человеко-правды и человеко-гротеска;

                                      ______________________________________

 

 

 

КАРТИНА 1:  Москва. Пришествие Димитрия.

 

Сцена 1: Москворецкий Мост. 20 июня. (Праздник Святой Троицы).

 

НАРОДНЫЙ ГАМ:   Присягали, присягали царю!

                                     На колени люд –

                                     Во святом Господе сброд!

 

                                     Молимся в истинной славе Его,

                                     О прощении за ошибки,

                                     За его невольны невзгоды!  

 

                                               ( звон колоколов )

 

ПРЕКЛОНЕННЫЙ ЛЮД:  Во всех церквах – звон;

                                               Во всех рабах воспет царёв сын.

 

ПОЧТЕННЫЙ ЛЮД:  Во встречаньи царя – день летний поёт;

                                       В веселеньи народа его –

                                       Солнце злато сияет.

 

ПЁСТРЫЙ ЛЮД:        Глядите, глядите! Как архангел, въезжает

                                       Царь;

                                       Как поле господарево, мир пред ним

                                       Расцветает.

                                       Царь!      

                                       

                                       Царю – Третий Рим!

                                       Царю – Всея Московский Мир!

 

ВОЗГЛАСЫ:  Ах, как вдруг страх набегает!..

 

                                                 ( Тучи заволакивают небо.

                             Начинается сильная буря; ветер, гром и молнии.

                                  Процессия Димитрия шествует чрез Мост. )  

  

ИСПУГАННЫЙ ГОВОР:  Как тьма-призрак на страшном коне вдруг он едет;

                                              Как вдруг чёртово полчище с ним, (и) упыри, ведьмы.

 

РОЖИ НАГОВОРА:  Тьмы душ мёртвых с дорог

                                      Следуют в Москву за царём;

                                      Тьмы не отпетых долгов

                                      Оживают в круге своём.

 

УСТРАШЕННЫЕ БУРЕЙ:  Да то гнев, ужас Господень!

                                                Покайтесь,

                                                Покайтесь в своей лживой природе!

 

                                                Кого избрали на царство?

                                                Какому демону ^отдали царство?!

 

                                                Ай, Антихрист идёт,

                                                С Запада ветром метёт;

                                                Молнией бьёт землю надвое;

 

СМЕЛЫЕ ВОЗГЛАСЫ:  … Любите, не страшитесь (его)...

 

СМУЩЁННЫЙ ЛЮД:  …. Помилуй нас, помилуй Боже Все-Благий!

 

                                   ( Дикое ржание лошадей, странная музыка;

       Димитрий, в демоническом образе своём, посреди бури, раскатисто смеётся. )  

 

 

Сцена 2: Тот же день. Лобное Место. В видах церкви Вас.Блаженного.

 

                   ( Снова ясно. Большое собрание народа. Кресты; духовенство.

                        Димитрий на царском коне; с ним – воевода Шереметев. )

 

ДИМИТРИЙ:  Народ московский,

                          Народ царской славы!

                          Знаешь, не гостем Я р^ожден быть в Златоглавой. 

                          Не тот Я, кто мёртв,

                          Но тот Я, кто ^явлен;

                          Сколь рад быть Я в Граде, кой был прежде оставлен.

 

                                             ( Димитрий снимает шапку;

                            оглядывает виды Кремля и царственно плачет. )

 

                          Истинно, благодарю небеса Я

                          За возвращенье в доброе царство;

                          Истинно, милого чувства краса

                          Венчает пусть душ постоянство.

 

                                     ( Народ, женщины также впадают в слёзы.

                                            Выезжает Бельский со священством. ) 

 

БЕЛЬСКИЙ:   Рад я царю в боге при всех поклониться;

                         Рад я зреть, что честн^ой он царь во столице.

                         Слава Димитрию! Слава государю Русскому!

 

                                                         ( целует крест )   

 

                         На кресте клянусь, что он и есть

                         Истинный сын Иоаннов!

 

                                      ( народное возбуждение, шумное ликование;

                                                   Царь въезжает в Кремль. )  

 

 

Сцена 3: Малое время спустя. Внутри стен Кремля.

 

ШЕРЕМЕТЕВ:    Мы славно въехали во град, царь;

                              Да то, всё ж, слухи ты не различал дурные.

 

ДИМИТРИЙ:      Дурные слухи? Они ль в попов пеансах были?

                              Так, пусть на то златые рыцари-латины

                              Бьют в бездонны бубны, дуют в горны.

                              Да и к чему гласил поп о яз^ыках неугодных? [*52]           

                            

БАСМАНОВ:      Так, ведь, и есть уж оные яз^ыки. –

                              Шуйский. Слова его – тебе в проклятье,

                              В наговор: о том, мол, что ты – самозванец.

 

ДИМИТРИЙ:  …А если самозванец: самодур тогда, палач?

 

ШЕРЕМЕТЕВ: ...Не так давно слыхал град Бельского плач…

 

ДИМИТРИЙ:      А Шуйского пускай услышат оправданья.

 

БАСМАНОВ:      Народ уж во душевном весь вниманьи. 

 

ДИМИТРИЙ:      Так, пусть то!

 

 

Сцена 4: Суд над Шуйским. Народный собор.

 

                                            ( Стоит шум народных голосов. )

 

ГОМОН:  Да что ты его слушаешь! Казнить его! На плаху Шуйского! [*53]

 

НАРОДНЫЙ ПАЯЦ:  /демонстрирует/  Вот, он, Шуйский – пёс с лицом на спине;

                                                                      А нос у с^амого жирного боку,

                                                                      А глаза у Казначея в мёртвой цене,

                                                                      А язык – к чёрту под жопу.

 

ВОЗГЛАСЫ:    Казнить его! ^На кол его!

 

ДИМИТРИЙ:   За что ж тебе казнь прочат, Шуйский?

 

ШУЙСКИЙ:     За то, что говорю, что ты – расстрига, не царь.

 

ДИМИТРИЙ:   Зачем же суть слов ты своих изолгал?

                           Хочешь ли, чтоб ответил тебе вдруг не царь –

                           Не тот, о ком ты с Пушкиным прежде вещал?

            

                                           ( возгласы в поддержку Димитрия оратора.)

 

                           Коль боялся ты смерти однажды раз, –

                           Можно ли тебе дважды взяться смерть изолгать?

                           Вот, посмотри:

                           Здесь монах, коего именем клеймишь меня во лгунах,

                           Может, хочешь, чтоб он присягнул тебе во царях?

 

                           Или, может, скажешь и вновь теперь,

                           Чтоб царю быть подменышем в ваших грехах?       

 

МОСКВИЧИ:   Нечем ему оправдаться, Димитрий!

                           На плаху его, лгун он у всех на устах!

 

БЕЛЬСКИЙ:     Дай мне, царь, расправиться с ним в один взмах!

                           Голове лгуна – снова лгать, коль ещё (она) на плечах.

                           Дай, государь, мне люд московский порадовать.

 

ДИМИТРИЙ:   Нельзя, Богдан, за слово пустое кровей ратовать:

                           Пусть слово пустое летит вон из столицы,

                           Пусть лживую совесть осмеют вольные птицы.

 

ВОЗГЛАСЫ РАЗОЧАРОВАННЫЕ: Ах, жаль топора! Жаль топора ни про что!

 

ВОЗГЛАСЫ ВРЕДНЫЕ:  Вон его! Гнушается им даже распоследнее зло.

 

                                          ( уводят смущённого Шуйского.)

 

ВОЗГЛАСЫ ЦАРЕПОКЛОННЫЕ:  Благой царь! Благой сын Иоаннов!

 

                            ( Димитрий и Бельский в стороне от бояр и народа ) 

 

БЕЛЬСКИЙ:   Всё же зря не даёшь казнить Ваську смутьяна:

                         Собака станет зубы точить на ту руку,

                         Коей её не побить.

                         Будешь ещё вспоминать, царь,

                         Как раз отказал верному другу

                         В радости псу отомстить.

 

                                         ( народный шум; народные сценки. )

 

 

Сцена 5: По прошествии времени. Царские покои. Димитрий один.

 

ДИМИТРИЙ:  Я никогда не думал, что, вот, так способен буду

                          Лицезреть свою судьбу, одетую в шелка. –

                          Из тёмной рясы, как из кокона, исшедше то. –

                          Как же теперь, однако? Что за всем оным будет вдруг?

                          Как сможет тут узнать меня благочестива Марфа,

                          Когда ни разу с той поры, как сын был вовсе мал,

                          Она своё дитя ни разу не встречала. Во мне

                          Узнает ли она царя? А если не узнает, то тогда

                          Побить я должен буду дважды тех, кто враг

                          Сей данной правды… Останусь ли я тем, кто – Я?

 

                          Ах, снова, нешто то видение вдруг –

                          И то, что я не видел прежде в страшных снах.

                          Ах, отчего погасла, в раз, свеча?!

                          Ты здесь, Леонид? Я ждал тебя…

 

                                            ( явление тёмной фигуры )

 

ГОЛОСА:  Когда без света станут говорить два лика правды,

                    Единой сутью станет слово скр^аденной свободы.

 

ТЁМНЫЙ ГОЛОС: …Ты (ль) матери моей желаешь, чтоб не стало?     

                                      Ты должен свою мать на благо обменять.

 

ГОЛОСА ЭХОДИВНЫЕ:  Матери,

                                               Имя призн^анной матери:

                                               Жертвенной матери Матерью,

                                               Грехом,

                                               Скатертью…

                                                 

ГОЛОСА БЕСОВСКИЕ:  Слепая ждёт, твой царь, ответ;

                                             Слепую посади во злат-карету.

 

ТЁМНЫЙ ГОЛОС:  Когда бы Богородице быть матерью Иуды…

                                                                 

ДИМИТРИЙ:  Ах, нет! Ты слышишь, нет! –

                          Не тот Я царь, в чертях малюют коего паскуды!

 

ТЁМНАЯ ФИГУРА:  В роду имён тех, Я – твой грех, сюжет.

 

ДИМИТРИЙ:  Ах, отчего же не яв^ится свет!

                          Что ж не поможешь мне? Ты…нет –

                          Другой ты некто в темноте…

                          

                           Тень…ты не тень… Арий?!

                                                                                 

ЖИВЫЕ ШЁПОТЫ:  Царь арианин;

                                      Царь еретик, арианин…   

 

ТЁМНАЯ ФИГУРА:   Стать богом – это ли невозможность? [*54] Преображенью стать произволенно-свободным – невозможно ^ли? – Погляди: вот, я – теперь твоя матерь: я и есть твоя матерь, другая, старая матерь.

                                           

                                         ( тёмная фигура проявляется в чертах:

                                           это как если бы заповедное священное лицо Ария –

                                          но это вдруг баба, не княжьего рода,

                                          мужицкого склада, а в озарении странного света,

                                          во владении той свечою, внутри свечной ауры,

                                          Димитрию видится лицо царицы Марфы. ) 

 

ВИД^ЕННЫЙ ЛИК МАРФЫ:  Дитя будут снова судить, чернь!

 

ДИМИТРИЙ:  Царица, государыня благостна… 

 

                               ( Димитрий порывается к видению, и…обжигается.

                                         Снова светло. Пред ним – монах Леонид. )

 

ДИМИТРИЙ:  /опомнившись от видения/: Ай, то не знаю, что вдруг было…

                                                                         Ах, мысль моя: –

                                                                         То д^олжно, чтобы было честно

                                                                         По родам…

                                                                         Так, вот, Отрепьеву [*55],…родню ^твою –

                                                                         Ты слышишь? –

                                                                         Страж не сошлёт в тьму-никуда;

                                                                         Пускай она

                                                                         Там, где жила,

                                                                         Народу д^арит…разны анекдоты.

 

ЭХО ДАЛЬНЕГО ЖЕНСКОГО ГОЛОСА:  Как же ты?.. Кто ты? Кто ты?!

 

                                           ( они ещё остаются беседовать )

 

 

Сцена 6: Приезд царицы Марфы в Москву. 18 июля.

 

                           ( Процессия. Царская карета, и рядом с ней Димитрий.

                                                        По сторонам – люд. ) 

 

ЦАРИЦА МАРФА:  /интимно/:  Коль даже так, что ты – не мой (есть) сын,…

 

ДИМИТРИЙ:  …Владычица, коль в вас сомнение есть,

                              Вы вправе речь об этом.

 

ЦАРИЦА МАРФА:  …Нет. – Ты всё ведь будто по душе мне.

                                        Мне нравится, Димитрий, днесь,

                                        Не из врагов встречать живого сына.

 

ДИМИТРИЙ:  Я обещаю, каждый день бывать у вас,

                          Моя княгиня.   

 

                                    ( Процессия движется, и гомон люда возрастает. )

 

СВЯТОША:  Царь Димитрий, храм-то ведь он выстроит для царицы в Европах!

ГОВОРУН:  А саму Марфу, зато, спровадит не в терем – да в монастырь; - да то, ведь, у нас не Европа.     

РУБАХА:  Царю видней, на то он и царь.

 

ТАКОЙ СЯКОЙ:  Да какое! Расстрига – да царь!

 

СВЯТОША: Не зачем окаянного слушать!

ТАКОЙ СЯКОЙ: Да какое! Расстрига и мать свою, и вас всех, готов за целковый продать!

РУБАХА: Ах, ты тать!

                                    ( даёт тому большую оплеуху ) – 

 

                                  ( слышится народное пение )

 

                                     Как встречает молодца милая матушка,

                                     Милая матушка, государыня добрая;

                                     Сын спешит лобызать руки ей белые,

                                     Да хоромы чтобы строить Им новые.

 

                                          Новое царство да во златой день;

                                          Новое царство да во честн^ой пир.

 

____________________________________ 

 

 

КАРТИНА 2:  Венчание на престол и начало правления.

 

Сцена 1: 30 июля. Виды пред собором Блаженного. Польское рыцарство, выделяющееся средь мещанских народных толп. В соборе идёт богослужение.

 

РЫЦАРЬ НА ПЕГОМ КОНЕ:  Велико-русский паганизм [*56]

РЫЦАРЬ НА ВОРОНОМ КОНЕ:  Приручен уж Медведь.

 

ИЗ ОСТАЛЬНОГО РЫЦАРСТВА: /в подсмех/: Медвежий город, правда!

 

РЫЦАРЬ НА ПЕГОМ КОНЕ:  Бояре ж в службу на скамеях любят спать…

РЫЦАРЬ НА ВОРОНОМ КОНЕ:  А, знаешь, их зачем не будят? – Чтоб ещё не пили.

РЫЦАРЬ НА ПЕГОМ КОНЕ:  А, вот, мы их царём бессонным разбудили!

                                                     А пьяный мишка, глянь, готов кивать.

РЫЦАРЬ НА ВОРОНОМ КОНЕ: …Сказание о том, как шляхтичи Москву споили.

 

ИЗ ОСТАЛЬНОГО РЫЦАРСТВА:…Да сами станем пить, гулять!

РЫЦАРЬ НА ЯБЛОНЕВОМ КОНЕ:  Веселие для к^ароля –

                                                                Московских скоморохов в послуженьи видеть.

 

ИЗ ОСТАЛЬНОГО РЫЦАРСТВА:  Глянь, Ставленник Великий наш как ^идет!

 

              ( из Собора выходит процессия Димитрия, оттоль уж повенчанного на престол: 

                     законный царь счастливо выходит в окружении ближайших мужей;

                                       народ встречает Государя; пение, музыка )

 

ГЛАШАТАИ:  Чествуйте, славьте государя царя!

                           Возвеличься Москва зл^атым звоном!

                                           

                           Умились народ! Пой батюшка колокол!

                           Доброго царствия на долгия леты!

                           Зл^атое царствие в вековечные лета!

 

ДИМИТРИЙ: /приватно, к одному из бояр/: Теперь же зачитай то, что за ночь сочинилось,

                                                                             Чтоб и до Посполитой вестью докатилось. 

ЦАРСКИЙ ГЛАШАТАЙ: 

                                  Слушай народ столичный!                  

                                  Царь государь Димитрий Иоаннович,

                                  Их великою милостию, в благословенном Их изволении,

                                  Раздаёт почести боярские и дарствования людские,

                                  А, среди прочих,

                                  Особливо желает видеть обратно в боярствах князей Романовых [*57],

                                  Кого рад величать по совести и своему царскому расположению.     

                                                            Славьте государя царя!

                                                            Славьте нрав и любомудрие Димитрия!

                                                            Гражданам, достойным чести щедрот его – здравие!

 

ЗЕВАКА: /из мещан/:    Аль нешто то ^на год,

                                         Аль на новую тыщу лет?   

НЕКТО СЕБЕ НА УМЕ:     Да ты слушай и вникай,

                                               Что будет к славе, а что нет.   

 

ЦАРСКИЙ ГЛАШАТАЙ:  …А также Симеона Бекбулатовича [*58], князя Тверского, царского рода, возвернуть из изгнания и наделить честью дворовою… 

 

ГОРЛАН: /из стрельцов/:  Не боится царь крови татарской,

                                              Подчиняет весь мир воле царской!

 

ЦАРСКИЙ ГЛАШАТАЙ: …А ещё велеет всех, кого Борис властью обидел, вернуть из опалы в жизнь честную.

 

РАЗУМНИК: /из толпы, крестится кулаком/:  Вот, оно крещение новое, – тому истинный крест.

 

ГОЛОСА ПРАЗДНЕНСТВА:  Пир на весь мир!

                                                     Пир всех гуслей и лир!  

                                                     Пей, гуляй, веселись Москва матушка!

                                                     Лейтесь вина фряжские и горячие,

                                                     Чтоб плясали и купцы и подъячие!

 

                                    ( процессия  торжественно движется. )

 

ПОЛЯКИ: /в стороне/:  Неплохо начато в угоду будущих всех наших слав.

                                         В обмен на нашу панну,

                                         Должны мы возыметь всецелую удачу в граде.

                                         Липский [*59], л^юбите московских баб?

                                         Эй, рус!

                                                       /смеются над кем-то/

                                                                    Поклон, – а ну-ка! бога-ваньки ради! 

                                                                                       / смеются… /

 

                                         ( процессия удаляется; восхваления )

 

ГОЛОСА ПРАЗДНЕНСТВА:   Слава и честь государю!

                                                      Слава его войску и трону!

 

 

Сцена 2: Время спустя. В Кремле. Веселье.

 

ДИМИТРИЙ:    Ещё вина!

                                    /смеётся/

                                             Ещё всея забавы!

 

ШЕРЕМЕТЕВ:  Их царь-величество, на удивленье, правы! 

ДИМИТРИЙ:    На то и род твой, Шереметевых, в вине известно прав:

                            И как гулял в монастырях! [*60]

                                                         /смех/

 

ПУШКИН:         Аж сам Иоанн царь изумился!

БУЛГАКОВ:      И, потому, в тот год в монахи не постригся.

                                                         /смех/  

 

ДИМИТРИЙ:     Булгаков, как же ты в тюрьме не опростился?

 

ДРУГИЕ:  Ай, да царь! И умом и ответом царь!

                                              / всплеск ликованья; пьют /

 

ДИМИТРИЙ:  Вот что, знайте! Коль наделал батюшка мой долгов, то я хочу их все обратно вернуть.

                              И хочу, чтобы был справедливый суд.

                              И хочу, чтобы был учёный институт.

                              И ещё хочу, чтоб холопи веселились повсюду.

                                                  / он порядком пьян /

                          …И вот ещё, что хочу тут – …

                                                                             

                              А где Годунова распрекрасная Ксения?

                              Красавица первая – роковое, запретное семя…

                              Хочу ныне узреть, сколь Марина моя красивее!

 

ВОРОТЫНСКИЙ:  Государь, сия в монастыре…, божественным произволением.

ДИМИТРИЙ:  Произволению ж есть всяко провидение;

                          Хочу её я зреть по мне:

                          Туда сейчас поедем!

ОНИ:  …Царь….

 

ДИМИТРИЙ:  Ах, нет же! Едем, едем!

 

                                      

Сцена 3: Вскоре. Монастырь. (Келия Ксении).

 

КСЕНИЯ:  Ах! Вы приходите в покой души несчастной!

 

ДИМИТРИЙ:     Да здравствуй всё же, – Ах: святая в преисподней.

КСЕНИЯ:        …Вы…

ДИМИТРИЙ:  ...Ведь, видишь, сила, спасшая тебя,

                             К тебе приводит нового царя,

                             И он – кого гнушалась взглядом раньше.

                                       

КСЕНИЯ: /в страхе/ …Над лучшими, жажд злых имел тот больше…

ДИМИТРИЙ:     Но меньше, Бельский нежели ^то.

                             Смотришь… Отца ж не убивал я твоего.

                            

КСЕНИЯ:   Во скорби об отце, и в вере духу своего

                     Возлюбленного, несчастного Иоанна,

                     Принца благородной датской крови,

                     Погубленного вами столь несчастно,

                     Я никого знать не имею силы больше.

                     Ворвавшийся ко мне, что здесь ты хочешь?

 

ДИМИТРИЙ:  Хочу, признала чтоб во мне царя ты.

КСЕНИЯ:   Мне принимать господнюю лишь волю.

ДИМИТРИЙ:  Мне ж поцелуй, царевна, руку.

 

КСЕНИЯ: /сторонится/:  Я…нет, я не могу.

 

ДИМИТРИЙ:  Ах, отчего так? Преклонить колена

                          Пред царём кровей – не по тебе ли?

 

КСЕНИЯ:  Я не могу….

                                          /отступает/

                    Ах, от меня отстаньте. –

                    Слышишь, от меня отстань! Ты – тень!

                    Монаха чёрного тень, ты – призрак, бес!

                    Из чёрной рясы дух греха, ты не живой, –

                    Ты…отступись, ты…права не имеешь, демон!

 

ДИМИТРИЙ:  Вот, как! Тёмный бес? Великим грешным делом? –

                          Возьму тогда твоё я нежно тело. –

                          Царь или не царь?

КСЕНИЯ:     …Судьбу свою содеешь злой…Не смей.

ДИМИТРИЙ:  Я смею: царь твой, бог твой, господин твой!

 

                                     ( Пьяный Димитрий насилует Ксению.

                                                     Сцена потемнения.

                                                     Слышатся Голоса. )

                                                   

ГОЛОСА:   … Шум в граде!

                          Блуд, разврат в стольном граде!

                          Царь!

                          Царь, государь наш! Пр^иди на помощь!

 

                ( Ксении видится, как тёмный призрак в крылах от неё вылетает в окно.

                                Димитрий оставляет её изнасилованной, выходит. )

 

 

Сцена 4: В Кремле. С видом на площадь и улицу. 

 

ДИМИТРИЙ:  …Так, значит, Липский был не прав…

                        

БАСМАНОВ:  Его схватили мы изрядной силой. –

                          Шёл насильником средь бела дня,

                          И в зубы бил прохожих без разбора.

                          И обижал так, нешто мы все – быдло.

 

ДИМИТРИЙ:  Да, много вин злых выпито им было…

                          Крепка душа напитков бражных на Руси.

                          Я ж войско всё велел их отпустить

                          И одарил сполна поляков из казны…

 

БАСМАНОВ:  Да те кутить остались, а не знали мы.

ДИМИТРИЙ:   Так, что, под кнут тогда…?

 

БЕЛЬСКИЙ:   …Всегда так бесов укрощали,

                           Всех буянов, в прежние года. –

                           Водить ещё по городу, как зверя дикого…

 

ДИМИТРИЙ:   Зверь – всем да на показ, а мы да поглядим. –

                           Пусть так.                                          

                               

Сцена уличная: (осуждение Липского):

 

                           / Его ведут под конвоем средь собравшегося люда. / 

 

ВОЗГЛАСЫ НАРОДНЫЕ:  Не такого наглеца мы хотели в гостях!

                                                 Нехристь нехристью, гляди, крестится!

                                                

                                                 Кто кулаком на Русь замахнётся,

                                                 Тот от батькиной плётки сожмётся! [*61]

                                                 Ой-то, постыдиться, постонать тебе, изверг, придётся!

                                               

                                                 Хлестать его, – не жалей!

                                                 Поделом тебе,

                                                 Поделом тебе, иноземный злодей!

 

 КРИКИ МУЖИКОВ:   Ай, что это?! Ай, бунт польский! Эй! Эй!!

                                         

                                        Ай, Гунькин нос в канаву полетел!  

 

                        / неизвестно откуда появляются вооружённые шляхтичи,

                                           и нападают на мужиков и конвой /

 

ПОЛЯКИ:  Липский, чёрт вас возьми, на коня, скорее! Отобьём товарища!

                    Прочь, быдло, рыло! –

                    Дорогу! Дорогу!!

 

                                   / Побивают конвой, освобождают Липского и, 

                                                   вместе с ним, исчезают.

                                                       Переполох на улице. /

 

Сцена 4: (окончание): Димитрий у окна.

 

ДИМИТРИЙ:  …Большая смелость их:

                              В ином, сказал бы: – нравится.

                          …А вы б могли так, за согрешившего царя?...

 

                              Пойдём!

 

 

Сцена 5: Димитрий и поляки.

 

                     / Димитрий выходит им навстречу, оставляя позади бояр. /

 

ПОЛЯКИ:  Зря, Деметрий, московский царь, идёшь к нам с судом.

                    Да и не в твою честь ходить по грязномордому делу. –

                    Рыцаря нашего на поругание люда мы не дадим.

                   

ДИМИТРИЙ:  Я ж видишь, смелый пан, не пушками ещё палю.

                          Иль вдруг ты днесь забыл,

                          Сколь меток царский глаз?

 

ПОЛЯКИ:  Умрём, как за тебя шли умирать, а не дадим!

 

ДИМИТРИЙ:  Не видишь воевод моих?

ПОЛЯКИ:    …Сам знаешь, многие из них погибнут в раз.

                                             

ДВОРЖИЦКИЙ:  …Так, правда, не пристало царь.

                                    У нас на поругание сословье не дерут. –

                                    Либо уж с честью…, либо…

ДИМИТРИЙ:   Прощают, хочешь Нам сказать?...

                           Так, вот:

                                              /обращается к полякам/

                           Как истинно платил вам кулаком я прежде,

                           Будучи средь всех один;

                           Как истинно платил рублём за службу

                           Вашей братии златым; – так сим

                           Велею, чтобы убирались вон теперь;

                           Не то как голыми, прислуживать отсель,

                           Без мзды и копия [*62], останетесь всем злым

                           На вас боярам. – Ваша ль доля? –

                           А посему, привет мой к^аролю златому,

                           Сил и здравия!

 

                                                   … А Липского тогда…

                           С собой возьмёте, коль в раз от нас уйдёте.

                                            /в сторону своих воевод /

                           Да?...

 

ДИМИТРИЕВЫ ВОЕВОДЫ:  Ах, пляшет уж в деснице палица!

                                                     (Ступай), пан, нечего на государя пялиться!

 

                                      / поляки поднимают большой шум;

                                 и, с руганью, всё-таки оставляют место /            

 

ПОЛЯКИ:   У-уу! Поганое варварство!

                     Никакой цивилизации, хамство!

                     Двуличный лукавый царь,                                                                      

                     Двуличный подлый град!

 

                     Вспомнишь ещё, будешь снова нас звать, и жалеть, что казны вволю не дал,

                     И просить…

                                        Прощай, рус!

                                        Медведя стерегись, чтоб не съел!

 

 

Сцена 6: Чрез время. Димитрий в ризнице за письмом. (один)

 

                          (С дальних улиц слышится скоморошее пение):

 

                                Вот, уж всех смутьянов повывел наш царь,

                                На Руси государь,

                                Всем царям знатный царь;

                                Тараканов, - свят царь! -

                                Ай да блох, - божий царь! –

                                Всех повывел, поганых поганейших. 

                                     

                                                 ( Собачий лай и смех. –

                                                Димитрий за письмом. )

 

ДИМИТРИЙ: …И, в том, безмерно скучает и томится сердце моё, милейшая панна, в ожидании вашего златого приезда. А если даже и так, что батюшка ваш, пан воевода Мнишек, в праве на меня обижаться о том, дескать, что отправил ваших гордых рыцарей я восвояси, так, ведь, это нисколько не может означать, что вас я меньше желаю или, что вам можно изменить данному мне обещанию. Вы помните, рассказывал я вам про Ксению Годунову и про нрав её дерзкий? В имени вашем, прекрасная панна Марина, указал я недавно Ксюшке на место её, да как указал! Подстать девке дворовой, наложнице, как во французских комедиях! А как потом надрал ей, так никакая она не царевна. Вот, вам будет смеяться, милая панна. И нет для меня иного света дороже, чем ваш, моя несравненная Марианна, (пусть даже король Сигизмунд предлагал бы мне свою дочь вместо вас), потому как единственное, что ожидаю, это нашей с вами скорейшей встречи и счастливого душ наших сочетания. На долгие лета, ^чудная моя императрица, на ^златое царство, во веки веков.

                                             / откладывает письмо /

                                         

                                          Аминь.

                                         

                                          Императрица…, Император…

                                          Красиво сколь звучит то на латыни;

                                          Должно быть, всё же, и другое, -

                                          На диво что, и более красиво…

 

                                 / Запечатывает.  Входит царский слуга. /

 

На, возьми.

                   …А чтоб вам, слугам, тоже красивее стать, как у поляков? [*63]

                       Разве плохо?! Так, вот, и пусть. –

                                                             … Ах, чёрт с ними:

                                                                  Пусть вере-правде учатся у тех,

                                                                  Со мной кто в протестантах. [*64] 

_______________________________________

                              

 

 

КАРТИНА 3:  Последующее правление. Новизна.

 

Сцена 1: Конец лета. Боярская Дума. Время до полудня.

 

                                                / Стоит шум обсуждения /

 

МОРДАСТЫЙ БОЯРИН  :  …Долг платежом красен!

УГРЕВАТЫЙ БОЯРИН:  А души мёртвые, поди, в цене!

КУЧЕРЯВЫЙ БОЯРИН:  А, паче, коли есть должник у мертвеца…[*65] 

НОСАТЫЙ БОЯРИН:  …А пёс сидит в ларце!

 

ВОЗГЛАСЫ ВДОБАВОК:  …И леший наутёк! [*66]

                         / Cпор: - смешение едкой иронии и деловитой брани;

                                                 Димитрий вступает. /                                        

                       

ДИМИТРИЙ: /перебивая их/: А веришь ты, что над Землёю Солнце? Что не Земля над ним, обратно светит? И светит, да не всегда тебе лишь впрок, – а, сын боярский?

 

ПУШКИН:  Царь хочет речь средь нас! Царь даст урок.

 

ДИМИТРИЙ:  Я слушал вас всех так,

                          Как будто б звёзды ^на небе вкруг всполошились.

                          Так, вот скажу тут вам:

                          Будь каждая из них своим судьбой-светилом,

                          С планетами и с жизнию пред оным, –

                          Природа б повелела, чтоб забота

                          На всякую там изливалась тварь,

                          Нешто и здесь.

 

ТУРГЕНЕВ: /с подозрением/:   Се слово, государь, не странно ль, днесь?

 

ДИМИТРИЙ:  Ты ль разве не слыхал, сколь странна есть

                          Учёна мысль? Да то в Европе. [*67]

                          Когда поездишь, да поучишься, Тургенев,

                          К сравненью будет больше представленья. –

                                  / в сторону вопросительных взглядов /

                         

                          Голицын, дело! чтобы разрешить вам ездить

                          Беспрепятственно в вечерни страны,

                          Открыть Москву для свежих мыслей. [*68]

                          И, вот, одна из них:

                          Чем больше на Руси кабалы, рабства,

                          Тем есть слабее Наше государство! –

                          (В кабалу ж дважды не вгонять,

                          А беглых жадинам не возвращать,

                          Чтоб тем и не скучать и с голоду не помирать,

                          Коль Бог решил, ^сами cмогли чтоб выбрать.)

                         

ГОЛИЦЫН:     Какая ж мысль другая проком выйдет?

                          Дивишь, царь!  

 

ДИМИТРИЙ:  Бог когда деяет, сам дивится.

 

БОЯРСКИЙ ШЁПОТ:  Умён. Ах, как бы нам не осрамиться.

 

ДИМИТРИЙ:   Вторая мысль та – о границах,

                           Опять-таки о силе государства. – Али не та,

                           Скажи, страна воистину державою сильна,

                           Какая не боится встретить гостя ожиданна?

                           Злым – ведьма, добрым – в помощь госпожа.

                           Так Нам скажи, какого же (тогда) рожна

                           Должны мы пользовать запреты окаянны

                           И в злат-избушке окна забивать?                                                                                                                                  

                                (Нам волю дать торговцам надо иностранным, [*69]

                           Легче было чтоб дела справлять им,

                           Легче чтоб Нам с правдой управлялось, –

                           Иначе, и они – как те у нас, кому за долг волосья  драть.  

                           А Нам, ведь, не нужны воры во зло средь них,

                           Но лишь друзья! – Вот так.)

 

ДУМНЫЙ ШУМ:  Вот, это голова!

                                 Всё в пять минут расставил по местам! [*70]

                                 Вот как!

БУЛГАКОВ:    И новым сделалось уж государство!

ВОЗГЛАСЫ:    Ай, да царь! Ай, да свет ясный! Честью Думский Государь!

 

ТАТИЩЕВ: /чрез общий шум/: Я здесь, ко спору, не согласен.

                                                  / думские  эмоции /  

 

ТУРГЕНЕВ:     И я!                                                     

ТАТИЩЕВ:     Я не согласен!

 

ДИМИТРИЙ: /иронично, в манере уверенного полемиста/:  В рубахе сей, он сколь вдруг страшно делается красен.

                             / смех друзей, спор несогласных, думский гомон. /

 

 

Сцена 2: Народная уличная сценка. (Балаганная история про фигу.)

 

БАСЕННИК:  Вот идёт вдруг наш Фига, а навстречу ему Запанибрат.

                          Эй, Фига, покажись!

                                         / выходит Фига, кособочится и кривится /

 

ПОДПЕВАЛА:  Как от всякого страшного ига,

                             На Руси у нас – потешный свой Фига.

                                            / дети вокруг и старики смеются / 

 

 ЗАПАНИБРАТ: /идёт навстречу Фиге/: 

                                      Фига, а Фига? чего не здороваешься, руки не подашь?

                                      Идёшь-то куд^а?

 

ФИГА:  Туда, цветут где лучшие года.

ЗАПАНИБРАТ:  А чё не здороваешься, а?

ФИГА:  Не могу, брат. Бог кривляться приказал.

                                    / руку, сжатую в кулак, прячет за спиной /          

ЗАПАНИБРАТ:  А то-то и видно, всё хозяйство и достоинство ты своё потерял. А и барин-то с тебя последние штаны не содрал, потому лишь, что пусто, а то бы всем на потеху.

ФИГА:  Да то, ведь, и не лихо, коль просто б барин. А барин-то – чёрт, никому не потеха. Приходит и говорит: с тебя за две души, коль свою не отдашь. Вот, я и зажался у себя

в кулаке, да всё своё (хозяйство-то) и спрятал. Так и ушёл, как Колобок.

ЗАПАНИБРАТ:  А нешто покажи, коль не врёшь?

ФИГА:  А на!

                        / показывает Запанибрату пребольшой кукиш прямо под нос

                                                               и смеётся /

ЗАПАНИБРАТ:   Ну, держись! Отобью тебе бок!

                                              / хочет побить Фигу,

                                    но Фига отбегает и кривляется /

 

ФИГА:  Царь научил! Царь Димитрий научил! Ха-ха!

                                       / Смех детей и стариков. /

 

                             Слава Царю! Слава Царю батюшке!

                                                        Слава! Слава!                                     

 

 

Сцена 3: Обед в царских палатах.

 

                                      ( слышится духовное хоровое пение )

 

ШЕРЕМЕТЕВ:  …Изволили, мой государь, вы

                                За обедом, чтоб симфонии звучали.

ДИМИТРИЙ:  Не правда ли! Аль нешто хуже то, чтоб пред обедом,

                          В скорбном бормотании, скучать?

                                         /вслушивается в звучание хора/

                      …Да то, однако, нечто хуже, чем молитва:

                          Ужас душ – сей хор. Сие здесь что звучит?

 

ФИЛАРЕТ РОМАНОВ:  То батюшки царя Ивана,

                                           Вашего отца, духовнейшее сочинение. –

                                           Во славу Богородицы. [*71]

ДИМИТРИЙ:  Да…Слишком мрачное оно.

                          У Пёрсела, ко смерти Мэри, венценосицы, [*72]

                          И то гораздо слаще и нежнее. А это…нет; –

                          Реквием в часах других петь громко,

                          А ныне слух пусть ублажает полька!

 

                                  ( Музыка в раз начинает звучать иная,

                                     и, вот, уже в зале: сам царский обед. )

                                                 

ДИМИТРИЙ:  /кому-то/: Не погнушайся же, боярин, с Нами разделить тельца!

 

БРОВАСТЫЙ БОЯРИН:  Не принято то, царь, не хорошо. [*73]

                                             А то и вести вкус и голод усмиряют…

 

ДИМИТРИЙ:  Не принято, ха! –

                          А я скажу: царю здесь вкусно что,

                          Так то и бога вкусом умиляет!

                          Сэр Еретик из Англии[*74] раз вдруг сказал: –

                          «Желудок – змей, а как залез к нам внутрь – сам не знаю.»

                          Так, коль мы все во зле тварь поедаем, –

                          То не грешить – вообще нельзя едать! и поросят!

                          Ягнят, гусят, цыплят,…ни рябчика, ни глухаря

                          Нельзя уж будет впредь вам кушать;

                          Вот, разве что весёлый Пушкин

                          Научится зажаривать лягушек!

                                                            / смех /

                          Хотите сей закон, бояре, аль он плох?

                                                 / смешанные эмоции /

                         

                          Что ж новости? Мой друг, откуда этот вздох?

 

ВОРОТЫНСКИЙ:  Из Лондона, царь. Годунов воскрес. [*75]

ДИМИТРИЙ:  Вот, это да! - /шутит/ - А был в гробу с крестом он или без?

ГОЛИЦЫН: ...Посол от щляхов нам привёз такие вести.

ДИМИТРИЙ:  Сколь жаль, что те – не о моей ещё невесте… 

                                                / вновь в подсмех /

                          Так, тот – Борис кто вновь, - должно быть уж готов

                          Идти на Нас обратною войной, а Мы сшить гроб

                          Ему должны на этот раз уже суконный?

                          А ^кароль, что ж, своё свидетельство о Нас

                          Отныне уж считает незаконным?

 

ШЕРЕМЕТЕВ:  Нет. Высказался в помощь и хотел…                              

ДИМИТРИЙ:    Да знаю; за меня, никто не даст им Правду Тем. [*76]

 

                            Ах, Русь! Великая лжи матерь! Странных дел

                            Твоих, по всей Европе, распростёрта скатерть!

                            Сказочных предательств и расплат всем страх:

                            Всем страх и грех, и всем великий приворот!

                            Знай, если мысли незабвенной оборот

                            Вдруг сделает так, что Варяг [*77], наоборот

                            Судьбе, в словах о будничном, воскреснет,

                            То, мёртвый, он зачнёт в нежданном месте!

                          

МЕДОВЫЙ БОЯРИН:  …Да, ведь, и русов род нам от варягов весть, -

                                             Нет, царь?

ДИМИТРИЙ:  Предание – истории есть первый государь… Да…

                          Но коли сказка есть про Злат Сурож [*78], то греки

                          Могут лишь, чрез тьмущи вехи [*79], несть ответ: –

                          О битвах; – о сынах, от смен тех, кто пришёл на свет; –

                          Об их скитаньях, вослед как шли слепой судьбе, -

                          И Грек, ведь, сам с Латином толь скрестились на земле.[*80] 

                          Ах, ладно….

                                                  За Ваше здравие, бояре!

                                                  За царства Нашего всепроцветание!

 

            ( изумление бояр умом Димитрия; царь выпивает последний свой кубок ) 

 

ЦАРСКИЙ ВИНОЧЕРПИЙ:  Царь изволил откушать. Царь оставляет стол и изволит идти в опочивальню!

 

ДИМИТРИЙ:  В опочивальню – днём? Ну, вот ещё!

                          Не для того я на престоле на златом,

                          Чтоб в дрёмах век свой проживать!

 

ФИЛАРЕТ РОМАНОВ:  Обычай, царь.

 

ДИМИТРИЙ:  Да тот, в рабах обычаю кто, – разве ль царь?                  

                          Слепой обычай – мёртвым киноварь,

                          Но царь живой – сам по себе, живой обычай.

                                   / выходит из зала: в конце стола: –

                      он должен выполнить церемонию омовения рук. /

                         

                          Оставьте церемонии; и так вполне прилично,

                          Чтоб руки мне умыть, когда хожу к кресту [*81]; –

                                              / оборачивается /

                          Се, потому, что так решил судья Пилат,

                          Позволив Сыну Божьему свой выбор сделать.

               / берёт смоченное полотенце и напросто обтирает им руки /                           

 

                          Так, вот, не докучайте мне обычаями впредь; –

                          Пойду-ка, лучше поиграю я с медведем. [*82] 

 

                                        ( Выходит; за его спиной говор. )                             

                              

ТУРГЕНЕВ: / чрез смешанные возгласы/: …А то и скажу вновь, что поклонились вы Антихристу, от Сатаны нехрист^ова добра посланному, а когда взаплачете, так вам уже никто не поможет…

 

 

Сцена 4: Другое время суток. Царская опочивальня.

 

                  ( В реальности – уже ночь, но Димитрию снится сон, и в этом сне – день,

                                               и Димитрий увеселяется на дворе.

                                                   Поначалу, там ясно и людно. )

 

ДИМИТРИЙ:  А, ну-ка, расступись люд!

                          Дай царю с царём побеседовать!

 

                                     ( с рогатиной он идёт на большого медведя )

 

ДИМИТРИЙ:  Мишка, а Мишка,

                          Научился бы читать европейские книжки,

                          Не полез бы на Нас страшной лапой; –

                          Вот, поборю сейчас тебя, косолапый!

 

                     ( Медведь рычит и говорит вдруг человеческим голосом )

 

МЕДВЕДЬ:      Ох, пошто ты отнял у Нас свадебный лес?!

                          Без рогатины – царь, а с рогатиной - бес! 

 

               ( Чудесным образом рогатина в руках Димитрия переламывается;

                                         медведь надвигается на царя,

                                                  и народ пугается. )        

 

ВОЗГЛАСЫ:  Непростой медведь! Ай! Волшебный медведь!

                         

                            ( Они рассыпаются в разные стороны, исчезают; 

                              набегает тьма, и вот уже ночь, и на небе звёзды. )

 

ДИМИТРИЙ:  Зверь наважденный!... Кто ты?

                         

МЕДВЕДЬ:  Как смел ты враз не различить, Деметр?!

                                     / Медведь демонстрирует царский жест. –

                              Под ногами у Димитрия – монах Григорий Отрепьев:

                            как если бы ползёт, превращается в змею и исчезает. /

                                               

МОНАХ ГРИГОРИЙ ОТРЕПЬЕВ:    Великий и непоборимый Дух Природный:

                                                               Всяк Образ воспринять собой способный!

 

                                    / Волшебный медведь преображается:

                              магическим эффектом из шкуры его исходит 

                                            европейский рыцарь в латах,

                                               в призрачном его образе. / 

 

ДИМИТРИЙ:  /в страхе/: Явление в чертах – ведь, ты здесь человек!

                                             Иль призрак человека…

 

ПРИЗРАК РЫЦАРЯ:  Тебе бы было должно знать меня,

                                       Когда, в грех, смел ты девы осквернить природу.

                                       Возлюбленный её, в век призван по тебе сюда;

                                       Я – мёртвый призрак, ^дух же мой свободный

                                       Совесть благородства не утратил.

                                       

ДИМИТРИЙ:        ….. Принц датской крови, Иоанн?! [*83]

ПРИЗРАК ИОАННА ДАТСКОГО:         …… Да.

                                      Искупления обиды пред тобою ^явлен ради.

 

ДИМИТРИЙ:  О, горе мне! Я страшно согрешил!......

ПРИЗРАК ИОАННА ДАТСКОГО:   Легко столь признаёшься во грехе,

                                                               Легко сколь ты его и совершил.

                                                                Но боле не монах ты!

 

ДИМИТРИЙ:    ^Что же мне теперь?... Я вижу меч…

                                       / в руке у Принца, и вправду, обнажённый меч /

 

ПРИЗРАК ИОАННА ДАТСКОГО:  Когда б мне жить, то с плеч

                                                               Главу твою я б разом снёс;

                                                               Но ныне пусть же сам вопрос

                                                               Пребудет для тебя ответом:

                                                               Ты веришь, что в законах света

                                                               Волю в правды цвет ты смог облечь?

                                                               Ты хочешь искупить злой грех? –

                                                               Как царь или как жалкий смерд?...

                                                               Коль первое, – ты должен во Христе

                                                               Благие жертвы принести Его Земле:

                                                               Раскрыть границы мира

                                                               Добродетели гуманных душ,

                                                               Коль и одной души изящной

                                                               Ты границы раз порушил.

 

ДИМИТРИЙ:  Я всё берусь исполнить…

                        

ПРИЗРАК ИОАННА ДАТСКОГО:  Должен будешь Мир объединить;

                                                              Как отпуститель зол,

                                                              Как исправитель стадных разниц,

                                                              Обид благой проститель,

                                                              Как герой и рыцарь.

                                                                                       

                                                                 

ДИМИТРИЙ:  Принц ^вести благородной,…здесь…

 

                             / Принц возлагает свой сияющий меч на голову

                                         и на плечи смущённого Димитрия;

                                           окрещивает его этаким знаком. /

 

ПРИЗРАК ИОАННА ДАТСКОГО:  Свидетельная высь звезды ярчайшей –

                                                               По тебе святая мера впредь.

                                                               Прощай теперь.

 

                    / Чудесным образом призрак преисполняется изнутри светом

                                         и плавно растворяется в ночной дымке. /    

                                                                  

ДИМИТРИЙ:  О, нет же! доскажи мне! Ай!...

                                           / наступает на татарина в кустах;

                                            тот кричит по латински и убегает /

ТАТАРИН:  Шайтан Caesari! Caesari!

                                         

                                           / Димитрий в испуге просыпается. / 

 

 

Сцена 5: Пробуждение Димитрия. Явь нового дня.

 

ДИМИТРИЙ: …Caesari… Цезарь….Знак мне вновь!

                             Ведь, цезарь, – коль по-русски, –

                             Значит, царь! Но в Мире, Я – не только русский, –

                             Значит, для Европы, Мы есть Цезарь!                             

                             Вот, и титул!  

                              / откуда-то слышатся приглушенные голоса /

 

ГОЛОСА:  … Колдун, как есть колдун…

                         Все те разговоры, досужие все пересуды…

                         В монастырях, в кости играл с самим Господом Богом, [*84]

                         Демоном хитрым теперь призывает римскую ведьму ко трону.

 

ДИМИТРИЙ: …Лишь миссия царя и есть (его) закон; – всё так!

                             В гнезде, да во берлоге, знать,

                             Истинный Царь время пережёвывать не должен…

                             Поход крестовый – вот, что прочил сон;

                             Так пусть и будет то!

 

                             Любовь к Свободе веет с запада,

                             Чтоб воля Правды сей стремилась на восток.

 

                          …И, вот, ещё: пусть, Леонида мне сюда, в свят толк: –

                              Силён мой грех пред Годуновой;

                              В столице, пусть, да не свершится, этак, новый.

___________________________________________

 

 

КАРТИНА 4:  Идея Крестовой Европы в России и приготовления к свадьбе.

 

Сцена 1: Осень 1605г. Москва. Земляной Вал. Стрельбища.

                               

                       ( Димитрий и приближённые испытывают новое орудие. )

 

ДИМИТРИЙ:  Вот, так новая пушка!

                          По недругам всем, бес^ова игрушка!

                          Испытаем силу, Пушкин!

                          Видишь, вдалеке там глупая мушка? –

                          Басманов, заряжай!

 

ПУШКИН:  Пушки с пристани палят,

                      Кораблю…дают отпор.[*85] 

 

ДИМИТРИЙ:  Да ты поэт, Гаврила! Царский двор

                          Весь станет восхищаться после

                          Силой твоего таланта, в детях.

                          

                      …Идём на турок, Шереметев?

                          Ну-ка, повнимательней смотри:

                          Стреляет Цезарь: – раз…два…пли!

                                     / меткий выстрел царя; общее ликование /

                                         

                          А вслед ядру, летит Европа, с Нами позади!

                                                          / смеётся /

                          Гляди, как те бородачи вдруг окривели! –

                                          / показывает на бояр-консерваторов /

 

ШЕРЕМЕТЕВ:  …Они ж ревнуют, в самом деле…. 

ДИМИТРИЙ:        А отчего они ревнуют? – Дескать, не они

                                Во стражах мне, а протестантные сыны. [*86]                       

 

БАСМАНОВ:    …Но…

ДИМИТРИЙ:    …Так, вот, те и предстанут лучшей силой

                                Став между двуединых христианских сил.

ШЕРЕМЕТЕВ:  …Однако…

ДИМИТРИЙ:        Отныне, Пётр мой, мы – центр содвиженья мира

                                И смысл преображения его! – Бучинские, [*87]

                                Как буча вам такая, чтоб Индия открылась Нам

                                С Китаем? А то, ведь, и совсем не за горами,

                                Как только разочтёмся с мусульманским ханом мы.   

                                                      / к ближним воеводам /

 

…И, ведь, не одно уж письмо Я отправил им в Ватикан, воеводы, и в скором времени смею ожидать от них уважительного ответа, и он о том, чтобы на сей раз собрать великое рыцарское войско, как то, что двинул некогда сам Ричард Третий.[*88] – Теперь с земель Московских, во прострение Идеи власти царствующего Богочеловека.  

 

БАСМАНОВ:  Поход сей всё ж рискован больно, царь…

ДИМИТРИЙ: /шутит/: Да что рискован! Когда уж, глянь, казаки

                                          Вновь всем дружным скопом просятся в войска!

                                     

                                          У-уу! Вражья расступись стена!

                                    

                             Димитрий, оставляет бояр; бросается на мнимых врагов.

    / Бояре наблюдают учения; видят успехи новых ратников, передёргивают плечами. /

 

 

Сцена 2: Кремль. Царская палата.

 

                                   ( Димитрий ведёт у себя светски-деловой приём; 

                                       на время приостанавливает игру музыкантов. )

 

ДИМИТРИЙ:  …Ну, как вам музыка, бояре?

                              Волшебная, не правда ли?

                              А музыканты? – Честь всея Земли!

                              Что значит более для царствия души,

                              Чем сотворение такой архитектуры,

                              Что выстоит в стенах чрез всяки дни? –

                              Так, если и Кремлёвские тут стены

                              Вдруг сокрушенными падут в пыли,

                              То все строенья Эстетического Духа

                              Незыблимо переживут судьбу-Старуху. [*89]

 

ТУРГЕНЕВ:  …Слова всерьёз страшны для стольна уха!

 

ТАТИЩЕВ:   А, вот, спрошу: – ужель и вправду Русский царь,

                        Московский витязь, честью веры (нашей) государь,

                        С великой лёгкостью готов дать Риму строить Храм

                        У нас, – чтоб овцы к чужакам шли на поклон? 

 

ДИМИТРИЙ:   Да разве слышится земли несчастный стон?

                           И отчего бы мне не сделать так, чтоб дивный он

                           Привнёс бы новой красоты и в явь, и в сон сюда? [*90]

                           Вы ж рады во Европе храм возвесть на вечные года?...

                           Вот, истина: душе не столько важен ритуал, но бог сам!

                           А Бог – он есть ли тот скопец, кто заключил себя во клеть,

                           Себе не в прок, но в месть? – Коль Он велик – то нет.

                           Я поелику здесь за то, чтоб впредь мы утверждали смысл

                           Объединения Церквей, и чтобы впредь не мучились

                           Идеей Разделенья.

                                               / велико-смущённые лица бояр /

                          

                                                             … Божественное времяисчисленье

                           Устроено к тому, чтоб лучшие мечты о жизни и любви

                           Были б поделены меж всеми: скажи, коль вместе мы,

                           В один прекрасный божий день, священны мысли

                           Обращаем, вкупе с Миром остальным, во свет звезды

                           Её, Любви Той, к таинствам Её рожденья, - скажи мне,

                           Доброго сего значенья не станет больше ль средь людей? 

                           Но вы глаголете о том, что не в Грегорианский день

                           Вам, дескать, не пристало забывать об окаянном Зле!

                           Зачем же делать нам такую нелюбовь в Календаре?! [*91]

                           По мне так, пусть под Рождество идут в какой кто двор

                           Куда хотел, – не совершали б только грязных дел!

                           И я уверен, единенье вер всех совершится просто:

                           Коль скоро верный Бельский избежит насилья вовсе.

 

БЕЛЬСКИЙ: /учтиво/: …Быть может, государь, никто ещё не полонил нас

                                            Оттого, что мы не делим с чужаками Русский Спас…

 

ДИМИТРИЙ:   Извечное в России «Наше или Нас»! Но ты внемли

                           И суть сего возьми обширным воспредставь умом: –

                           Вот, говорите, что милей для русских – русский поп,

                           Но кто из вас увидеть смог, когда б Христовым днём

                           Могло бы статься так, что в Папах Римских сядет

                           Русский человек? А?! Московит на Папский трон! [*92]

                           Во век, какой злат-царский звон стоял бы в Св^ятых землях!

                           (И не было б бояр в обедню на скамеях, ленных…)        

                             

ГОМОН СТАРОФИЛОВ: …Нет, не так… Не годится…      

                                                  Царь лишь потешается,

                                                  В шутках над всеми тут, веселится.

 

ТАТИЩЕВ:  А знает ли свят Государь про гомон, что от станиц?

                       Рекут, ведь, что есть и другой царский сын-свет,

                       И, точно, иной ко всему имеет и совет, и ответ.

 

БАСМАНОВ:  …Илья Муромец, Коровин сын [*93]….

 

ТУРГЕНЕВ:/провокационно/:  Пётр Иоаннович, говорят, царевич, также престолонаследник. [*94]

 

ДИМИТРИЙ:  Мы есть единственный наследник трона, смерд!

                               / Рассерженный Димитрий вдруг снимает с головы

               свою Мономахову Шапку и бросается ею в сторону «татищевых»;

                                          попадает одному из бояр в лицо. /     

                         

                          А если некто прочит оскорбленье нанести мне,

                                                       И в лице,

                                     То, как завещано ещё то при отце,

                                     Мы с ним готовы биться в поле,

                                             Во судебном месте! [*95]

                                       

                                           ( робость, смятение бояр )                           

 

                      …А то, что про религии вы, про божии предместья…, –

                                    Так, сам я, знаете, латин есть во Христе,

                                    И, в том, моя любовь и честь моей невесте.       

 

                                              ( Царя пытаются успокоить,

                                      и после всего этого, ещё в раздражении,

                                              он гордо удаляется из палаты.) 

 

Сцена 3: Ночь. Царская опочивальня. Димитрий засыпает.

 

 ДИМИТРИЙ:  …Теперь, и Ксюшку, вот, уж в Белозерск [*96]…, от сплетен… Теперь, вот, строим и дворцовые хоромы для Любви; …идёт всё, как в заветной сказке об искупленном царствовании… Придёт,… С любовью искупленной да прибудет,…  И…тридевятое,… тривсякое, триевропейское… Ах, спать, спать…

 

                                                   ( Димитрий засыпает.)

 

ГОЛОС:  Могильная змея,

                 Да из тряпичных кож,

                 Так, вот, ты где!

 

                     ( Димитрий замечает, что он снова в монашеских одеяниях.)

 

ДИМИТРИЙ:  Ай, как ты смел!

                          Ах, кто ты, пребольшая рожа?

 

                                 ( Ему видится, что перед ним огромный витязь:

                             Призрак старославянских черт угрожает его жизни. )

 

ВИТЯЗЬ:  Аль не слышал ты, что под городом Муромом,

                  Да во селе былинном русском Карачарове,  

                  Во всяку эпоху слезает с блаженной печи

                  Лежебока-бездельник, падкий на калачи,

                  Коровой-малявкой вспоенный, откормленный,

                  Добрый молодец, (сам) телом сильный, и вольный,…

                  А имя оному – Княжич Святоубивец,

                  Пришёл за Ложь тебя осудить, нечестивец.

 

СУДНЫЕ ГОЛОСА: Умри да убей! Убей да умри!

                                      Лжи силы! Лжи силы!

 

ДИМИТРИЙ:  Я – не Димитрий? – Не для Димитрия – ты!            

                          Мужик, большой рот, из грешной Ивановой темноты,

                          Ты – враг моей Европы,

                          Ты – смерд пред всей моей Европой!        

                          Я – Царь пред всеми, избранный средь государей:

                          Ужасный скиф, мне здесь сменить одежды дай!

 

                   ( Видится так, будто они на арене, точно гладиаторы:

                 странные животные образы алчут жестокого действа)

 

ВИТЯЗЬ:  Хо-хо!                 / Он хватает Димитрия, готовый удушить того,

                  а с тем вдруг как если бы вытряхивает его из монашеских одежд. / 

 

ДИМИТРИЙ:   Так оставайся со своею темнотой, –

                           Пускай тебе лицо сокроет ^оной!

                          

                           Дух благородный! Здесь мой зов!

 

( Среди странных и судных образов, он на мгновение зрит печальный лик Иоанна Датского; в его простёртых дланях – появляется звёздный крест: - Димитрий бросается им в чудовище, попадает в лоб, и тот в мгновение рассыпается; - от него остаётся одна лишь ряса, сорванная с Димитрия, коя была в руках злого видения, и оная на глазах истлевает. От богатыря остаётся один только голос. – Димитрий голый, и он смущён. )

 

ГОЛОС ВИТЯЗЯ:  Тебе, всё р^авно, Cуд! Всё р^авно, смерть!

 

( Все сторонние образы преображаются: они все похожи  теперь на Димитрия

в лице. [*97] )

 

ДВОЙНИКИ: / они все смеются/: …Непобедимый! Invictissimo! Invictissimo!...

 

 

Сцена 4: Ночь к утру. Димитрий просыпается от виденного сна.

 

ДИМИТРИЙ:  Коварный сон опять!

                          Но к месту, точно, в тему; –

                                               / прислушивается /       

                          Ах, ты тать!

                          Сия проникновенность мне дана,

                          Чтоб знать

                          Их всякий вздох за гранью сна…

                        

                          Вот, вижу:

                          Писарь в дрёмах подпирает стену,

                          И чёрт бы с ним, в парах вина, до завтра…

                          Нет! Постой, ему Я что сказал

                          Там, для письма? –

 

                      …Непобедимый!

                          Цезарь Непобедимый, сонная челядь!

 

             / Димитрий в одной ночной сорочке бежит по дворцу к писарю.

                  Тот, и вправду, спит. – Димитрий набрасывается на него. /

 

ЦАРСКИЙ ПИСАРЬ:  Царь-государь, помилуй, не вели казнить!

ДИМИТРИЙ:  Да как ты смел, скотина! Ленная скотина, смерд!

                                              /таскает того за бороду и за волосья/:

                          Я что тебе приказал, сонная образина?! Бородатая обезьяна!

                          Как смеешь время зря терять и делом царским тут небрегнуть!

                          Письмо! Готовое, где оное письмо?! 

ЦАРСКИЙ ПИСАРЬ:  Да всё уже готово,…готово, царь, ей богу!

ДИМИТРИЙ:  Письмо до Рима, а? Где оное?!

ЦАРСКИЙ ПИСАРЬ:  Дописано, дописано царь, смерь гнев свой.

 

ДИМИТРИЙ: /чуть остывает/:  Готово – где ж оно?

ЦАРСКИЙ ПИСАРЬ:  Вот, вот, царь…. Всё, что было сказано, всё тут; - нет только одного лишь слова. – Я потому заснул, боялся беспокоить…

 

ДИМИТРИЙ:  Ха!

                                  / берёт письмо, бегло прочитывает /

                    «…И потому Мы требуем по себе достойного Нас титула, кое в чести истинно европейского монарха…» …Какое ж слово то?

ЦАРСКИЙ ПИСАРЬ:  …Не ведаю, как пишется по-римски «ивператур»…

ДИМИТРИЙ:  Балда! Тебе б попостничать с год в Ватикане!

                          Конечно же, в письме то – «инператор». –

                          «INPERATOR» [*98], понял?

ЦАРСКИЙ ПИСАРЬ:  Да-да.

ДИМИТРИЙ:  И припиши тогда: «непобедимый»; на латыни «инвиктиссимо»; -

                          Смотри мне, если усмехнётся Рим!

 

                                / Царь грозит Писарю и удаляется к себе /

 

ЦАРСКИЙ ПИСАРЬ:  Царь никогда не спит! (Что бес там, равно, с ним!)

 

 

Сцена 5: Ближе к концу ноября. Новое строительство в царском дворе Кремля.

 

                          ( Димитрий сам присутствует при постройке. –

                                  Возводятся два роскошных строения.

                                                  Шум работников.)

 

ДИМИТРИЙ:  …Венец, златой венец –

                              Такой чтоб был, чтобы в гробу мне позавидовал отец!

 

                              Никто ещё во всей Руси, величья не знавал

                              Того, что станет славой дела моего! [*99]

                              Миссионер-Царь во Вселенной,

                              Как ни один из европейских государей! –

                              Коль этот смысл теперь на Нас, –

                              Медовый во Дворце Зол – мёртвый час. 

                              Я не хочу пытать судьбу в тени кровей здесь:

                              Любовью двух дворцов сих освет^ится весь

                              Старо-духовный Кремль.

 

БОЯРЕ: /издали, в подсмех/: ….Один из них – дом иезуитских сплетен.

 

ДИМИТРИЙ:     О чём там?...

ШЕРЕМЕТЕВ:   Царь…     

ДИМИТРИЙ: …По душам порч – Церб^ера там, по стервам…

ШЕРЕМЕТЕВ:   Царь, весть из Посполитой: –

                             Папа снаряжает иезуитов всех,

                             Чтоб ехали к тебе с Мариной,

                             Всем орденом, с главою их – Лавицким. [*100]

 

ДИМИТРИЙ: /несказанно преображается/: Так, значит… Ах, дела!

                                                                                        / смеётся /

                                                                             Так, значит, состоялось?! –

                                                                             Обрученье состоялось, милый друг?

                                                                             И Власьев [*101] не был васькой вдруг?

                                                                             Ха-ха!

ШЕРЕМЕТЕВ:  Десятого там, точно, ноября.

ДИМИТРИЙ: /шутит/: …А у папистов вызвал дикий триль [*102],

                                             Что все готовы Нам сплясать кадриль!...

 

ШЕРЕМЕТЕВ:  То в следующем уж году…

ДИМИТРИЙ:    На счастие ж, не на беду!

                                            / кричит к дворцовым строителям /

                           

                            Венец! Венец, смотри, мне сделай самый царский!

                                              / он экзальтирован новостью /  

 

                            Басманов! Цербер где, чтоб правил духо-пляской? –

                            От зла, не лезло чтоб из старых сказок; –

                            Чтоб не мешало нашей свадьбе!

 

БАСМАНОВ:  Се чудо инженерного искусства…

ДИМИТРИЙ:  /Димитрий перебивает/:  Вот, и славно. Как только выстроят дворец,

                                                                      Так пусть и ставят сразу.

 

                                                                      Так, я женюсь! –

                                                                      Вам ли не так уж радостно?

                                                                      Женюсь! Царь женится Ваш!

                                                                      Се счастье! – счастье государства!

 

                                                                      Муз^ык! Муз^ык!

 

                                ( Эмоция царя растворяется в пространстве;

                     где-то, в стороне, с противоречивыми гримасами на лицах,

                                                видна группка старофилов. )

 

 

Сцена 6: (короткая и последняя в действии): Чрез некоторое время. В саду, пред ново-выстроенными царскими дворцами.

 

                       ( Вот, уже здесь установлен большой металлический Цербер –

                                  механическое чучело, издающее странные звуки.

                                                  Слышится весёлое пение.

                                                В саду – одинокий Бельский. )

 

ПЕНИЕ:  Сбирается д^евица в град золотой,

                 В град золотой, где царь молодой –

                 Царь удалой, распрекрасный,

                 Красавицу ждёт в неге страстной.

 

БЕЛЬСКИЙ: / подходит к Церберу/:  Да…, вот, так чудище… Аль скажешь что?

 

                            / Цербер издаёт страшный звук и извергает дым. /

 

БЕЛЬСКИЙ:  Да… Нечего сказать – чудн^а машина,

                        Но рыком, вонью не спасёшь слепого сына…

                        Не понимает он, – досужлив млад, – меня:

                        Ад в людях: он страшнее духов и виденья.

                        От козней Зависти и Мести ль он спасёт,

                        Сей выставочный пёс? – Чего рычишь, а?

                        Аль я Мстиславский, кто за твоего царя

                        Сесть не сумел на трон, аль Шуйский я?

                        Так, вот и… Ах, что мне говорить с тобой –

                        Ты – чучело: лишь призраку ты собеседник,

                        Да я ещё не призрак, хоть и познал мученья

                        От машин. – Смотри, коли Царя Гроз [*103] тень,

                        Сама, тут вдруг явится, ей всё и подскажи.

                        Не призрак сын его ещё, нет? – Рычи ж, пёс!

                                                    / уходит /

 

                                    ( Цербер начинает вращаться,

                и вокруг него появляются разные призрачные образы –

                                             и жертв и славы, –

                                 и они пускаются в странный пляс. )

____________________________________

 

                                  ---  КОНЕЦ  ЧЕТВЁРТОЙ  КАРТИНЫ,

                                                         и, с тем,

 

                                                         КОНЕЦ ВТОРОЙ ЧАСТИ. 

 

                                                                        ( 05 сентября 2013г – дача под Серг.Посадом)

                                                                

                                                                                 __________________________________

                   

 

Необходимые Примечания 2:                

 

52. – как известно, при въезде Димитрия в Москву, благовещенский протопоп Терентий произнёс ту речь, в которой сердечно упреждал царя против возможных врагов, и так, что «если кто и явится тебе врагом, то бог будет другом».

53. – автор в этих строках подчёркивает, прежде всего, то отношение, кое было отношением простого люда к царю: большинство было несказанно радо Димитрию тогда, как Шуйского, с его анти-димитриевским свидетельством, поддерживали только единицы.

54. – по учению Ария, нео-платоника, вполне приемствовавшему учение древнего Платона, всякий человек, на пути изыскания божественной силы и согласия, способен взрастить в себе божественную природу: не только избранный богочеловек, но всякий устремлённый человек способен открыть в себе божественность, и, соответственно, сделаться богом. Конечно, сия идея – абсурд, без пантеонистической стороны общего теософского знания до-христианского Платона, и, следом тому, христианского Ария.

55. – свидетельства говорят, что в Галиче были найдены родственники Г.Отрепьева, мать и его дядя, кои гласно объявляли о происхождении царя: дядю сослали в Сибирь, а мать не тронули.   

56. – «паганизм» - варварство.

57. – Димитрий – именно тот, кто вернул Романовым, находящимся в большой опале, их боярскую славу и честь: Михайла Фёдорович Нагой получил звание конюшего боярина при дворе; Филарет Никитич Романов – сан ростовского митрополита; Иван Никитич, брат последнего, был возвращён боярский титул. – В сей год написания мной драмы 2013, когда Россия празднует 400-летие Дома Романовых, я нахожу особенно важным подчеркнуть тот исторически-моральный долг этой семьи пред Димитрием; не думаю, что без внимания его, историческая миссия семьи Романовых свершилась бы в полной мере. (Касаясь же истории Г.Отрепьева, нельзя также не вспомнить, что оный некогда был в холопах у Романовых. Об этом, вкратце – ещё в Первой Части драмы.)

58. – скандальный «татарский» сын И.Грозного.

59. – шляхтич Липский, один из головных рыцарей Польского войска, способствовавшего восхождению Димитрия на престол.

60. – факт биографии семьи Шереметевых, самой свободомыслящей семьи в России: дело боярина Шереметева, пренебрегшего постничеством, доставило много хлопот И.Грозному, что с лихвой отражено в исторических документах. ( Иона Шереметев в Троице-Сергиевой Лавре позволял себе, также, великие ренесантные дебоши.)

61. – автор ретрактует здесь знаменитые слова А.Невского: - «кто на Русь с мечом пойдёт, тот от меча и погибнет.»

62. – в инцинденте с Липским, царь повелел не выдавать им больше жалованья: это-то и послужило самой веской причиной ухода польских смутьянов из Москвы.

63. – известным нововведением царя в школе моды и этикета, было введение придворных ливрей. Димитрий. Вообще, был обожателем красоты и изящества, и все примеры для него были примеры западно-европейской школы. 

64. – после обиды и ухода Польского войска из Москвы, с царём остались считанные единицы верных ему рыцарей: все они были польскими протестантами, кои и сделались его ближайшими телохранителями, верно стоявшими за него до последних секунд жизни. (также, из протестантов царь весьма приблизил к себе немецких рыцарей, кои прежде были на службе у Годунова.)

65. – аллегорически: – имеется в виду вопрос кабалы и наследия кабал.

66. – аллегорически: – подразумевает беглых крестьян, в отношении коих, как известно, царь позволил подписать себе весьма либеральный гуманный закон.

67. – автор аллегорически ссылается на теорию Дж.Бруно, также нео-эллиниста и пантеониста, о коей Димитрий, как очень эрудированный человек своего времени, не мог не иметь представления. Вообще, история свидетельствует о большой учёности и образованности царя в сравнение всему, окружающему его боярству и люду; - автор в своей драме нисколько не пренебрегает сей исторической данностью.

68. – до прихода Димитрия, Россия представляла собой абсолютно закрытое государство; задолго ж до Петра Великого, Димитрий положил разрешать боярам и купцам ездить за границу с целью приобретения знаний. – Димитрий и был первым русским царём, рискнувшим разгерметизировать страну, тем самым, положив начало процесса «европеизации России».

69. – по примеру отца своего И.Грозного, кто, как известно, не небрегал поощрением западно-европейских купцов (в особенности, английских), Димитрий также ввёл право свободной торговли для европейцев на Руси (и не только для поляков, кому, конечно же, отводились на то время большие льготы; беспошлинная ж  торговля, опять-таки досталась английскому двору.)

70. – таковы исторические свидетельства: присутствуя в Думе, царь в пять минут мог расставить все необходимые акценты, с тем, изумляя многоречивых и недальновидных бояр.

71. – Иван Грозный, как известно, также занимался сочинением музыки; из двух его наиболее известных хоральных сочинений, одно обращено к имени Пресвятой Девы, и выполнено в наследовании давнего византийского стиля.

72. – английский композитор 15в. – здесь имеется в виду «На похороны Королевы Мэри», в коем начальная англо-диатоническая строгость сменяется чувственной духовно-инструментальной лирикой.

73. – до Димитрия, есть телятину на Руси было запрещено и считалось святотатством.

74. – имеется в виду Сэр Ф.Бэйкон, автор всем известного «Нового Органона», где он и выражает тот самый гротескный домысел о праистории появления у человека желудка.

75. – сей слух (от хитрого короля Сигизмунда, желавшего запугать недавно коронованного Димитрия) привёз в Москву его посол А.Гонсевский.      

76. – аллегорически, означает то, что, несмотря на некоторое недовольство непредвиденными действиями и гонором Димитрия, Польша всё же была весьма расположена видеть царя, этак,  в своих союзниках на троне Московском, чему также весьма способствовал польско-шведский вопрос того времени, в котором Сигизмунд заранее предотвращал всякое возможное сближение России со Швецией.

77. – с тайнами ж варяжской крови, как мы знаем, связано не мало домыслов, касающихся далеко не одного лишь Рюрика; псевдо-правда ж, как известно, не малая часть всей русской истории; так, даже, взять, и в драму вошедшую историю Иоанна Датского: сколько домыслов могло б ходить вокруг той истории в то время, а? (а, может, и до сих пор?)

78. – сказочный город старо-давней, до-киевской Руси, олицетворяющий собой истинно золотой век и золотой нрав исконно-процветающего свободного народа; упоминания о нём есть в «Велесовой Книге»; приблизительно, сей град располагался на побережье нынешнего Азовского моря.

79. – «тьме» в стародавней Руси соответстввало число 10 000. В «Велесовой Книге» неоднократно поминается сие исчисление; как ни странно, источник говорит о том, что Русь существовала, в общей сложности, порядка 20 000 лет, однако, уже тогда была известна большая война между руссами и греками, результатом коей, в причине русского поражения, было отступление руссов на север.

80. – имеется в виду последующий синтез Эллинской и Римской культуры, по превращению империи первых в более позднюю, Римскую; также, подспудно, автор выражает здесь мысль Димитрия, применительно уже текущему времени драмы, – мысль о синтезе Римской и Греческой христианских вер.

81. – по католическому ритуалу, в церкви совершается омовение рук.

82. – Димитрий не гнушался принимать участие в народных забавах, в частности, в таких, как «борьба с медведем».

83. – Иоанн принц Датский, русский «Гамлет», некогда жених Ксении Годуновой. Для четы была уже назначена свадьба, и принц, по заверению историков, пользовался огромной и всеобщей популярностью в народе, обладая благородным и возвышенным нравом, однако, чрез две недели после его приезда в Россию, оный был злодейски отравлен.

84. – ещё при Годунове, в грамотах патриарха Иова, да в свидетельствах чернецов-монахов, находились страшные слова об истинной жизни Г.Отрепьева до его самозванства; также постник Огарев явно, дескать, свидетельствует против «того распутной жизни»: «…а когда был в миру, то отца не слушался, впал в ересь, разбивал, крал, играл в кости, несколько раз убегал от отца своего, и, наконец, постригся в монахи, не отставши от прежнего своего воровства, от чернокнижия и вызывания духов нечистых.» - Конечно же, эти факты разглашались при Годунове с особенной ревностью; в иных они оставались и по смерти Годунова-сатрапа.

85. – «пушки с пристани палят, кораблю пристать велят» - всем известная фраза из «Сказки о Царе Салтане» А.С.Пушкина. Иронично интерпретируя эту фразу, я отдаю должное задаткам поэтического таланта в фамилии Пушкиных, тем особенно подчёркивая поэтическую фатальность в том, кто был и верен и приближён «царю новых вкусов, искусств и талантов в России» - Димитрию.

86. – см. сноску 64.

87. – братья Бучинские, польские протестантские рыцаря, верные телохранители Димитрия, отличавшиеся великой силой, смелостью и боевым искусством. – Не наверняка знаю, что первее на Руси: слова «буча» или их фамилия, и однако, не могу не иронизировать.

88. – король Англии, Ричард 3 Львиное Сердце, глава великого Крестового похода. 

89. – «старухой», как известно, называлась Смерть.

90. – исторические слова Димитрия к вопросу о возведении Католического Храма в Москве: - «а почему бы мне этого не сделать?...»

91. – царь Димитрий стоял за объединение Церквей в России: идея и до сих пор, к умам русских православных верующих, представляется быть воистину вопиюще-еретической. – Как следствие такой идеи, я и позволяю себе выразить закономерную мысль об объединении Календарей: нет, я не пропагандирую то, чтобы Русский патриархат отнёсся бы к богонаместнической воли Папы, однако, мысль о том, чтобы встречать Рождество в один день 25 числа декабря месяца, вместе с остальным христианским миром, мне, как автору, сие сочинившему, определённо близка. Конечно, это более серьёзная тема, чем только пренебрежение переходом на «зимнее время», но потому, в диалогах драмы,  я пытаюсь смотреть на это с разных точек зрения.

92. – Ещё один из подарков Читателю (на этот раз уже только пра-русскому) от его дерзкого Автора: до сих пор, ведь, ни один из русских католиков никогда не занимал сей богоизбранный пост, не правда ли? Б.м. некто подобно Печерину бы мог, если б его в своей стране, в родной России, так не гонобили, а поддерживали. – В больших международных букмекерских компаниях появлялись (а так, и до сих пор, кое-где есть) ставки на то, «как скоро Папа Римский будет избран из чернокожих?» Однако, ведь, ставки на Папу из русских не было ни одной. Папа бразильский, Папа аргентинский, Папа чернокожий, и ни одного русского! – Ошибка в психологическом подходе ко всем дипломатическим провозвестиям? Эх, вы!

93. – личность относится к делам дальних Терских казаков: они также хотели иметь свою власть и влияние, и безбедное обеспеченное существование, а потому выдвинули своего «самозванца», который – уж на все сто! – был явный самозванец.  Илья Коровин, сын Муромского жителя Ивана Коровина, выдавал себя за царевича Петра, сына Ирины, жены Грозного, дескать, рожденного той в 1592г. 

94. – см. предыдущую сноску.

95. – дуэль, социально-узаконенная дуэль на Руси, со всеми пра-секундантами, формальными и этическими понятиями, была разрешена Грозным. «…а благородному биться с благородным, а неблагородному с благородным не биться…»

96. – слухи о связи Димитрия с Ксенией Годуновой очень омрачали и мешали делам его женитьбы. По этой причине, ближе ко дню обручения, под давлением расходящихся мнений, Ксению сослали в Белозерский монастырь, где она и пребывала в пострижении.  

97. – вообще, за всё то время, на Руси насчитывалось девять ЛжеДмитриев, кои после существовали в разных местах. Подспудно, в фантасмагорической манере, я демонстрирую сие обстоятельство, т.ск. драматически-наглядно.

98. – известный исторический анекдот из фактических рукописных свидетельств о Димитрии: слово «император» он писал с ошибкой, как «инператор». Если же это разложить в латинской транскрипции, то это не менее смешно.

99. – я подчёркиваю величие размаха мечты Димитрия: так, ведь, и до, и после него, ни один из русских царей не имел подобного титула и Церковью освящённого права. К тому времени, титул его не мог быть приравнен к значению ни одного из титулов европейских монархов: лишь Димитрий имел формальное право на крестовый поход, на то, чтоб объединять Европу под своим именем. Также, и никто из европейских монархов всех последующих лет, вплоть до сегодня, не возымел ещё подобного вселенского статуса. – Сие, несомненно, есть великая гордость в истории Государства Российского.

100. – Папа Павел 5, действительно, весьма переживая за исход дела женитьбы русско-римского царя, - а более, за успешное претворение идеи прострения католицизма в России, вместе с Мариной (прежде того, сиятельно благословив оную) снарядил в Москву, в её сопровождение, всех рыцарей-иезуитов. – А.Лавицкий – предводитель ордена иезуитов того времени.

101. – боярин Власьев, посол Димитрия, представлявший жениха-царя при обручении в Кракове, к 10 ноября 1605г.

102. – «триль» - англ. слово «thrill»; означает крайнюю степень экзальтации, будь то эмоциональный восторг или психо-физический трепет. Это слово я, с удовольствием, дарю ново-русскому словарю.

103. – здесь, прежде всего, имеется в виду, конечно же, сам Иван Грозный. Я позволяю себе играть поэтико-филологическим тождеством, смотря, этак, аж и за фамильный смысл, с тем, погружаясь в корень самих слов «грозить/угроза/гроза» .           

 

 


Просмотров :537
Автор: Максимилиан Гюбрис
Олег Ручинский

Почему-то фильм вспомнился – Вот Вы говорите, царь, царь…., рабочий день у нас (царей) ненормированный.

оценка: 5
admin Супер

Здравствуйте, Максимилиан!

По-прежнему читается интересно.  У меня вопрос, если Вы не сочтете это нескромным – Ваше отношение к Ивану Грозному и самому Лжедмитрию? Если расскажете, хотела бы еще кое-что спросить?

Злата.

Максимилиан Гюбрис

Тот фильм... неужели и в моих вещах тот велико-советский оптимизм?)) Да-да, конечно, о серьёзных вещах без доли юмора и иронии говорить просто нельзя.

Димитрий, катся, умел это делать с преизбытком.) Моё отношение - конечно же, как к тому, кто всё в русской европейской истории демократически и либерально сотворил. - А именно двусторонний взгляд на историю и культуру. - (В отношении Грозного, как всякого деспота, я весьма сдержан.) Коль скоро учреждён бы был нашим правительством орден "эстетической славы им Димитрия Углицкого")) - я был бы весьма счастлив. Вообще, много весьма о моём собственном отношении к нему читается между строк в Примечаниях.

Мне, конечно, была бы интересна более раскрытая полемика обо всём этом; как только это сделать... По крайней мере, до Рождества, я думаю, я успею дописать Третью Часть) а там буду пытаться публиковать сие отд. книгой. (Нет, не у Никифоровой, на Стихах)) Пока-что зависаю у себя на дачке; потому и модемные все затруднения.
    
С уважением, дружески,

MX



Добавить отзыв

Доступно только для зарегистрированных пользователей.



РЕКЛАМА

 

Реальный заработок в Интернет
25 рублей за просмотр сайта