Новый конкурс на тему Родина. Смотрите положение

Всемирный союз деятелей

искусства

 

 

 

Свой мир построй. Сам стань творцом. 

А нет - останешься рабом

                                                    (З.Рапова)

Современная литература.  Галерея Златы Раповой
02 июня 2009
АРМЯНСКИЙ СЫН АФРИКИ СКУНДЕР
 
Имя Скундера (Александра) БОГОСЯНА мало кому знакомо в Армении. Между тем он довольно широко известный... африканский художник. «Gallery of Andy» - частная виртуальная галлерея Андрея Евпланова преподнесла любителям художественного искусства подарок, выставив экзотичные, наполненные африканскими мотивами, работы Скундера. К сожалению, художник уже пять лет среди почивших, но интерес к его работам в Африке, Америке и Европе растет с каждым днем. Еще бы, Богосян - самый знаменитый африканский художник, он был первым африканцем, чьи работы выставлялись на европейских выставках. Он был первым эфиопским художником, чьи работы приобрели музеи современного искусства во Франции и США. Большую коллекцию его картин в 1992 году купил Смитсоновский институт. Живопись в стиле Богосяна относят к скундеризму. Критики его творчество называют драгоценным камнем живописца... 21-ого столетия. Возможно, в этом есть нечто пророческое, и придет время, когда картины Скундера будут продаваться на аукционах за баснословные суммы. Судьба художника витиевата, сложна и интересна. Родился он в Аддис-Абебе в 1937 году в семье богатого армянина и эфиопки спустя два года после вторжения в Эфиопию фашистской Италии. Историческое время, которое будут всегда помнить в анналах истории эфиопских людей и всегда будут скорбить ... Вторгшиеся итальянские фашисты под лидерством и подстрекательством Муссолини опустошили уничтожили миллионы эфиопов. Италия применила современное оружие массового поражения: огнемёты, разрывные пули и отравляющие вещества. Над селениями Эфиопии поднимались ядовитые облака иприта, поражающие скот, посевы и людей. Эфиопский Холокост произошел при дневном свете... 9 мая 1935 года, в этот своеобразный «день победы» фашистской Италии, когда треть Эфиопии была захвачена, Муссолини объявил об её окончательном завоевании. Декретом Эфиопия объединялась с Эритреей и Итальянским Сомали в Итальянскую Восточную Африку. В то время присутствие иностранцев в Эфиопии, будь то путешественники, торговцы или миссионеры, было малочисленным. На этом фоне выделялась армянская семья Богосянов. Каким же образом армянин оказался в Эфиопии?! История семьи Богосянов повествует, как один армянский торговец, который в конце 18 века выехал из Константинополя на верблюде, проехал через Аден и Джибути и достиг владений эфиопского императора Менелика II. Предприимчивый торговец устанавил дружбу с императором, которая позже сделала его странствующим Послом в различных частях Европы от имени оного. Это был Грегорос Богосян – дедушка Скундера. Эфиопы всегда отличались гостеприимством и дружелюбием, что пришлось по душе гостеприимному и дружелюбному Грегоросу. Эфиопский историк Бахиру Зюд писал, что «армяне, которые были православными, как и греки, появились в то время, когда они страдали от преследований на их родине. Именно они достигли самого высокого уровня интеграции в эфиопское общество. Они процветали главным образом как мастера, угождающие высшим сословиям. Но один из пионеров Саркис Терзиан сделал его благосостояние как торговец оружия, но известность получил, введя паровой каток, который называли «Саркис Babur» или паровой двигатель Саркиса». Пророк Мохаммад советовал его последователям искать убежище среди эфиопов, чтобы избежать преследования. Эфиопия служила землей мира и места безопасности. Скундеру был год, когда его отец пошел на фронт и присоединился к эфиопской армии, чтобы бороться с фашистскими захватчиками. Полковник Богосян был смел и отважен, но вскоре был захвачен и отправлен в тюрьму на Корсике, как и другие эфиопские патриоты. Они представляли большую опасность фашистскому режиму. Скундер и его стршая сестра Эстер не видели отца шесть лет. Дети были на воспитании у брата отца, Катига Богосяна, который в то время служил помощником министра сельского хозяйства. Мать в это время занималась устройством личной жизни. Отец Скундера был высоко расценен как опытный всадник и после освобождения служил в ведомости, отвечая за все дела, касающиеся охраны королевской особы. Также он организовал конный клуб поло, который участвовал в соревнованиях с греческими, итальянскими и британскими клубами. Как отец он был строг и придерживался старой школы воспитания, которое было решительно протекционистским. Сестра Эстер вспоминает о брате, как очень веселом и вредном мальчике, которого обожала вся семья. К рисованию он начал тянуться с раннего детства. Был любознателен и открывал мир самостоятельно. Имея большое чувство юмора, он мог так гриммасничать и копировать людей, что все просто умирали со смеху. В более старшем возрасте он полюбил футбол, теннис и охоту, как отец. Доктор Фикру Богоссиан, кузен Скундера, говорио о брате, что он был очень спортивным, веселым (время от времени шутовским), любопытным и любознательным. С раннего детства мальчик впитывал в себя африканскую культуру. «Его интересовали и древние христианские иконы, которые можно увидеть в эфиопских монастырях, и тотемы, и предметы быта, и национальные костюмы. Все это он старался запечатлеть на своих рисунках, и его старания были замечены художником и знатоком эфиопского искусства поляком Станиславом Хойнацким, который занимал должность библиотекаря в университетском колледже. Именно Хойнацки научил его преобразовывать действительность в творческие фантазии», - пишет о начале творческого пути художника галлерист Андрей Евпланов. В возрасте шестнадцати лет мальчик посетил Харэр и был очарован и вдохновлен открытием культуры костюмов, драгоценностей женщин на рынке. В результате этого посещения Скундер сделал ряд картин и эскизов. В 1954 году Скундер, уже набивший руку, получил второй приз на конкурсе молодых талантов, организованном в честь юбилея императора Хайле Селассие I, а через год правительство выделило ему грант для обучения живописи в Европе. Художник выбрал Англию и школу Св. Мартина и Центральную школу искусств и дизайна, но на этом не остановился – затем была там же школа изящных искусств Слэйда, а уж после был Париж, высшая школа изящных искусств и Академия Шумер. В 1959-ом Скундер был одним из трех художников, отобранных на Второй Конгресс африканских художников и авторов в Риме. В Париже художник учился и работал в общей сложности девять лет. Этот город стал для него судьбоносным, ведь именно в нем он встретил очаровательную афро-американку из Алабамы и связал свою жизнь с ней. Во Франции Богосян увлекался творчеством Пауля Клее, Жоржа Брака и Макса Эрнста. В своих работах он пытался сочетать достижения западного искусства с африканскими традициями. О преобладании традиционного африканского колорита в его живописи Скундер сказал так: «Я крашу вещи как этот, когда я чувствую себя тоскующим по дому и начинаю думать об Абиссинии». Его привлекала иконопись эфиопских монастырей. Картины, написанные художником в 60-е годы, созданы под влиянием икон. В 1964 году в галерее Ламбер прошла его первая выставка, которая принесла ему известность. В 1966 году Богосян с женой и дочерью возвращается на родину, где три года преподает в школе искусств в Аддис-Абебе. В 1967 году он удостаивается главной императорской награды за достижения в области изящных искусств. К этому времени его уже довольно хорошо знают искусствоведы, как в Европе, так и в Америке. В 1969 году его приглашают в Америку, где он преподает живопись, сначала в Атланте, а затем в Гарвардском университете в Нью-Йорке. В 1984 году Богосян был отмечен грамотой Специального комитета ООН по борьбе с апартеидом. Преподавательская деятельность, однако, не вполне устраивала Богосяна. С 2000 года он занимается только собственным творчеством. Работал он обычно под музыку, чаще всего под джаз. Его фигуративная живопись и раньше манипулировала на грани абстракции, в последние же годы жизни он окончательно встал на путь абстракционизма. Думал ли когда-нибудь Скундер о своих армянских корнях?! Сейчас остается лишь гадать, но проживая в Европе и Америке он поддерживал связь с армянской диаспорой, но, видимо, особого внимания к своей персоне не заслужил в отличие от африканских обществ. Его гордо называют сыном Африки, и он отвечал взаимностью этой богатой старой культурой стране.

Просмотров :1800
Автор: Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН
Зоя Завадовская

Очень интересно, открывается совершенно новый пласт культуры. Хорошо было бы разместить в анонсе какую-нибудь его работу. Надо посмотреть в интернете, может быть что-то есть.

С уважением, Зоя Завадовская

оценка: 5


Добавить отзыв

Доступно только для зарегистрированных пользователей.



РЕКЛАМА

 

Реальный заработок в Интернет
25 рублей за просмотр сайта


Самая свежая информация земельные дачные участки Евсеево здесь.